Выбор проблемы для исследования на уроках географии

Выбор проблемы для исследования — это отправной момент в осуществлении проблемного подхода в обучении географии.

Географические проблемы бывают разных типов. Среди них есть такие, которые касаются распределений в пространстве, а также процессов и явлений. С точки зрения полевых исследований они образуют группу вопросов типа «Каким образом?», нацеленных на количественное описание пространственной изменчивости в наблюдаемых структурах. Вот несколько примеров вопросов, возникающих в связи с указанными проблемами: «Как выглядит иерархия поселений с точки зрения их размеров, функций и предоставляемых услуг? Как изменяются уклоны в зависимости от расстояния от бортов долины? Как изменяется плотность речной сети в разных районах?»

Есть проблемы, касающиеся главным образом процессов, действующих в рамках какого-либо явления или связывающих разные явления. Такие проблемы обычно приводят к вопросам типа «Почему...?», нацеленным на количественное описание зависимостей или процессов, порождающих изменчивость: «Почему сравниваемые районы города, сельской местности, страны и т. п. отличаются по плотности населения, типу жилищ или жилищным условиям? Почему один сельский район привлекает мигрантов из другого сельского района? Почему характер речных наносов меняется на протяжении речной долины?»

Есть и такие проблемы, которые требуют исследования динамики явлений, связанной с притоком или потерей энергии. При этом могут ставиться вопросы такого типа: «Насколько глубоки изменения в использовании земли в сельском хозяйстве, и какова их скорость? С какой скоростью будет происходить, например, выполаживание склонов или сокращение лесных площадей под влиянием соответствующих факторов или процессов?»

К таким проблемам можно прийти в процессе работы с географическими картами, особенно при выполнении определенных заданий; при знакомстве с характеристиками наблюдаемых объектов и выявлении взаимосвязи явлений во время полевых экскурсий; при чтении опубликованной литературы. Разного рода проблемы можно сформулировать, исходя из сведений, полученных и из других источников информации. Несмотря на всю полезность названных источников, основным источником проблем, предлагаемых для изучения в школах, могут быть нижеперечисленные или сходные с ними темы:

1. Процессы развития городов (или любые другие аспекты этих процессов), скажем г. Дели, в Индии.

2. Особенности морфологии и/или процессов эрозии на Боливийском плато в Южной Америке.

3. Культурные ландшафты и типы пространственной организации деятельности человека на землях племени йоруба в Нигерии.

Исходя из этих тем, можно предложить различные модели, концепции и/или гипотезы, допускающие конкретное исследование. Например, если взять первую из предложенных выше тем, можно будет изучить любую из моделей развития города (концентрическую, секторную или многоядерную), проблему отведения земель в городах для различного использования, проблему зонирования по составу населения и пространственных различий в плотности населения в городах и другие.

Выделение проблемы надо рассматривать как важный этап проведения многих уроков географии даже в том случае, если не все поставленные вопросы и предварительные решения можно полностью исследовать и проверить в поле. Тем не менее, темы многих уроков географии или трактовка этих тем должны сами по себе приводить к проблемам, требующим исследования. Например, изложение пространственных аспектов сельского хозяйства в некоторых странах или местностях должно включать, помимо прочего, представление о факторе удаленности от населенных пунктов или торговых центров в связи с размещением посевов различных культур; меняющейся интенсивностью использования земли в разных местностях или при разной степени доступности; изменениями размеров фермерских хозяйств; изменениями частоты посещений фермерами их полей в разных местностях и, следовательно, изменениями затрат труда, внимания, уделяемого полям при разной их удаленности, и спроса на землю.

В связи со сказанным выше можно предложить следующую проблему: «Как меняется степень внимания, которое фермер уделяет своим полям, расположенным в разных местах, в зависимости от удаленности полей от места проживания фермера?» Или: «Как влияет удаленность полей на степень внимания, которое фермер уделяет различным принадлежащим ему участкам?» Такая трактовка темы имеет ряд достоинств. Во-первых, ученик сразу улавливает связь между практическими занятиями на местности и работой в классе. Во-вторых, он учится извлекать информацию из соответствующей литературы и справочников по данной проблеме или теме.