Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Актуальность исследования. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных и образованных природопользователях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, строить экосообразные отношения, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям предъявляемым к экологической подготовке школьников.

Влияние общества на природу реализуется в результате принятия решений лицами, определяющими экономическую политику, а также широкими массами населения в форме воздействия на окружающую среду в процессе жизнедеятельности. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций – формирование у всех слоев населения экологической культуры, основы которой закладываются, в первую очередь, при обучении предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе. Особую роль в этом играет школьная география, отличающаяся комплексным подходом к изучению процессов взаимодействия общества и природы.

Структура и содержание курса «География России» предусматривает изучение элементов географического прогнозирования, которое обладает значительным образовательным потенциалом, в экологической подготовке школьников.

Как показал анализ программно-методического обеспечения Курса «География России», в стандарте школьного географического образования содержатся требования к формированию и развитию у школьников умения прогнозировать.

Существенный вклад в экологизацию школьной географии внесли исследования И.И. Бариновой, С.В. Васильева, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Н. Гладкого, С.Н. Глазачева, Т.С. Комиссаровой, Т.В. Кучер, В.П. Максаковского, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Н.Н. Родзевича, В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др. [11, 12, 16, 17, 18, 22, 26, 27, 53, 54, 67, 72, 73, 74, 75, 82, 87, 93, 108, 112-117].

Вопросам применения элементов географического прогнозирования особое внимание уделяли А.М. Алпатьев, М.И. Будыко, А.Г. Емельянов, Н.М. Сватков, Д.П. Финаров и др. [1, 2, 15, 43, 44, 97, 112-117].

О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) [25, 27, 46, 72-74, 82, 89, 93, 101, 112-117], однако, на наш взгляд, в практике обучения географии географическому прогнозированию уделяется недостаточно внимания, что привело к затруднениям у школьников предвидеть возможные последствия деятельности человека.

Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении вопросов взаимодействия общества и природы. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе(обоснованные ответы были только у 6% от числа опрошенных).

Итак, выбор темы нашего исследования обусловлен большой образовательной значимостью географического прогнозирования в экологической подготовке школьников и необходимостью повышения эффективности его использования при обучении географии; возможностями программного обеспечения и учебного содержания школьной географии с одной стороны и недостаточно высоким уровнем владения школьниками элементами географического прогнозирования.

Цель

диссертационного исследования заключается в совершенствовании экологической подготовки школьников при обучении географии при условии овладения ими элементами географического прогнозирования.

Объектом

исследования выступает процесс экологической подготовки школьников при обучении географии.

Предметом

исследования является методика использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

Гипотеза

исследования заключается в том, что целенаправленное внедрение элементов географического прогнозирования позволит усилить эффективность экологической подготовки школьников при обучении географии, если будет:

l дано теоретическое обоснование и произведен отбор основ географического прогнозирования в школьном географическом образовании;

l определены возможности включения элементов географического прогнозирования в учебное содержание курса «География России»;

l сконструирована и реализована на практике модель методики использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников в курсе «География России»;

l дано методическое обоснование методам, формам и средствам обучения, стимулирующим применение элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

Намеченная цель и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи

исследования:

1. Провести историко-диагностический анализ становления и развития географического прогнозирования в географической науке.

2. Показать возможности использования географического прогнозирования в современном природопользовании для научного предсказания последствий воздействия человека на природную среду

3. Определить место и роль использования элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России».

4. Выявить состояние уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».

5. Сконструировать модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

6. Разработать экспериментальную методику применения элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки при обучении курсу «География России».

7. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Теоретико-методологические основы исследования составили

философские положения о тенденциях развития общества и природы, идея о деятельности как способе самореализации человека в окружающей среде, взаимосвязи теории и практики. Исследование выполнено на основе системного, интегративного и деятельностного подходов, общих положений законов логики, теории познания, закономерностей, установленных в дидактике и психологии. Методология исследования предусматривает положения о единстве исторического и логического в педагогическом познании, об иерархичности и функциональности педагогических систем.

Теоретические основы исследования базировались на общедидактических закономерностях и принципах, психологических основах процесса обучения, на теоретических положениях в области природопользования, отраженных в работах А.М. Алпатьева, Н.Д. Андреевой, В.А. Анучина, М.И. Будыко, Ю.Н. Гладкого, А.А. Григорьева, В.С. Жекулина А.Г. Исаченко, К.Я. Кондратьева, С.Б. Лаврова, Ю.П. Селиверстова В.Б. Сочавы [1-3, 5, 6, 15, 31, 45, 50, 57, 58, 68, 98, 103, 104].

Психолого-педагогические основы исследования составили работы Л.С. Выготского, И.С. Урсу, В.А. Ясвина. В основу исследования положены теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), теория психологии личности (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [110].

Настоящее исследование осуществлялось на основе научно-методических положений, разработанных в теории экологического образования Н.Д. Андреевой, И.И. Бариновой, С.В. Васильевым, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Н. Гладким, С.Н. Глазачевым, А.Н. Захлебным, В.П. Максаковским, И.С. Матрусовым, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, И.Н. Пономаревой, Н.Н. Родзевичем, Н.М. Сватковым, В.П. Соломиным, В.Д. Сухоруковым, Д.П. Финаровым [3, 11, 12, 16-19, 22, 26, 27, 46, 72-74, 75, 82, 87, 89, 83, 97, 101, 108, 112-117 ].

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений были использованы общенаучные и педагогические методы. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа: историографический, ретроспективный; моделирование и конструирование, аналогия, абстрагирование, обобщение опыта; диагностические; анализ учебно-методической документации. В исследовании реализованы статистические методы с использованием методик, адаптированных к специфическим задачам исследования.

Исследование осуществлялось в период с 2004 по 2007 г. и включало три этапа:

Первый этап (2004-2005), был посвящен анализу литературных источников и учебно-программной документации по изучаемой проблеме, теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению цели, объекта, предмета и задач исследования. Изучался и обобщался передовой педагогический опыт в области школьного географического образования; конструировался и был реализован констатирующий этап эксперимента на базе школ № 350, 336, 572, 639, 498 г. Санкт-Петербурга. Была определена рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (2005-2006).

Продолжался научный и информационный поиск путем изучения литературных источников по проблеме исследования. Был проведен теоретический анализ проблемы использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России», была сконструирована модель методики применения элементов географического прогнозирования.

Третий этап (2004-2007). Экспериментальная методика была внедрена в образовательный процесс ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Осуществлялось обобщение результатов исследования, оценивалась эффективность предложенной методики.

На защиту выносятся следующие положения

:

l принципы отбора элементов географического прогнозирования в школьном курсе География России;

l модель экспериментальной методики применения элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России»;

l результаты исследования, полученные в ходе внедрения экспериментальной методики

Научная новизна исследования

заключается в том, что проблема применения элементов географического прогнозирования при экологической подготовке школьников при обучении курсу «География России» впервые явилась предметом специального изучения. В результате чего:

l сконструирована и апробирована модель методики использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников. Особенности конструирования модели заключались в опоре на общедидактические принципы и педагогические закономерности; единстве и взаимосвязи всех компонентов системы; усилении деятельностного компонента учебного содержания;

l разработана методика применения элементов географического прогнозирования, существенными моментами которой явились сочетания задач экологического содержания, модели ПТК, ролевой игры и др.

Теоретическая значимость исследования:

Разработаны теоретические и методические основы использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России», а именно:

l выявлены принципы отбора содержания и построения процесса экологической подготовки при обучении географии при условии использования основ географического прогнозирования;

l определены и конкретизированы элементы географического прогнозирования в экологическом содержании курса «География России»;

Практическая значимость исследования:

1. в практику экологической подготовки учащихся общеобразовательных школ внедрена экспериментальная методика, основанная на применении элементов географического прогнозирования;

2. разработаны методические рекомендации по использованию элементов географического прогнозирования на уроках по курсу «География России»

Рекомендации по использованию научных результатов.

Разработанная методика и полученные выводы исследования могут найти массовое применение в практике экологического образования при обучении географии.

Достоверность и обоснованность диссертационного исследования

обеспечивается их опорой на важнейшие теоретические положения и выводы педагогической и методической литературы, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, результатами экспериментальной проверки разработанной экспериментальной методики, репрезентативным количеством учащихся (621 чел.), участвующих в эксперименте.

Апробация и внедрение результатов исследования

проводилась в процессе преподавания курса География России в 8 классах средних общеобразовательных школ Санкт-Петербурга № 350, 336, 572, 639, 498 в работе с учителями и студентами факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена.