Гигиеническое воспитание младших школьников

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.

В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность, а следовательно – жизнедеятельность.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге — ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования — на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.

Объект исследования – процесс гигиенического воспитания начальной школы.

Предмет исследования – содержание деятельности учителей и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников.

Цель курсовой работы – проанализировать гигиеническое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы гигиенического воспитания младших школьников.

2. Проанализировать взаимодействие учителя и учащихся по гигиеническому образованию в педагогическому процессу.

3. Выявить эффективность использования системы знаний.

Методологическая основа – основные положения концепции дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов по проблеме исследования.

Методы исследования – изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, классные часы, опрос.

Краткая структура курсовой работы:

Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат.

В первой главе рассматривается предмет, цели и задачи гигиены, а также особенности гигиенического воспитания младших школьников.

Вторая глава посвящена системе работы учителя и учащихся в гигиеническом воспитании младших школьников в педагогическом процессе и выявление гигиенических умений и навыков младших школьников в педагогическом процессе.

В заключении делаются выводы и даются рекомендации для учителя начальных классов по гигиеническому воспитанию младших школьников в педагогическом процессе.