Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамматикой

Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря общению с окружающими. Однако формирование речи протекает безболезненно только в достаточно благоприятных условиях, которые не всегда бывают обеспечены.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Данная курсовая работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка – развитию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи.

В дошкольном периоде жизни ребенка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.

Цель исследования –

изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Объектом исследования

являются дети с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования

– это процесс состояния формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Гипотеза исследования:

овладение учебной лексикой школьников с нарушением речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения применять индивидуально-дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности речи учащихся. У детей дошкольного возраста с ОНР отмечается недоразвитие лексики, что может быть преодолено в процессе коррекционно-логопедического обследования. Мы предполагаем, что у большинства детей нарушение речи может быть восстановлено.

Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева [7], Л.С. Выготского [6], А.А. Леонтьева [17]; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой [26], Г.И. Жаренковой [10], Р.И. Лалаевой [16] и др.

Задачи исследования:

1. Провести научно-теоретический анализ.

2. Выявить особенностей формирования грамматических понятий детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Наметить пути коррекционной работы по развитию лексики.

Методы исследования:

– организационные: сравнительный, лонгитюдный (изучение динамики), комплексный;

– эмпирические: метод наблюдения, экспериментальный, психодиагностический;

– количественный и качественный анализ полученных данных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

База исследования: Центр развития ребенка – детский сад №57, г. Электросталь.