Положение о проведении химической игры

I-я городская игра по химии для школьников организовалась и проводилась Центром по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону при поддержке МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону», Департамента химии Южного федерального университета, Донского центра химического образования и студентов химического факультета Южного федерального университета.

Игра проводилась с целью оценить текущий уровень химических знаний школьников, определить их общий потенциал в данной предметной области, актуализировать их интерес к дальнейшему изучению химии, выявить одаренных в естественнонаучной сфере старшеклассников города, развить творческие способности и развить навыки делового общения.

В игре принимали участие команды образовательных учреждений города, в каждую из которых входило по семь учащихся 9-11 классов.

Игра прошла 17 октября 2008 года на базе МОУ СОШ №60 города Ростова-на-Дону. Игра состояла из трех туров. После каждого тура следовал 10-минутный перерыв, в ходе которого объявлялись промежуточные итоги.

Общее содержание игры

Игра содержала в себе задания по органической и неорганической химии. В первом туре игры командам предлагалось ответить на 23 вопроса из области знаний по истории химии и свойств веществ. Команды формулировали ответ на каждый вопрос на листе бумаги и передавали членам жюри. Время на обдумывание – 60 секунд, можно ответить и досрочно. За каждый правильный ответ команда получала 5 баллов, что фиксировалось членами жюри в протоколе.

Во втором туре каждая команда по порядку (команда получала номер при регистрации), просматривала видео ролик с демонстрацией химического процесса, после этого команде предлагалось ответить на поставленный вопрос. Время на обдумывание – 60 секунд, можно ответить и досрочно. Озвученная командой формулировка коллегиально оценивалась жюри в протоколе суммой от 10 до 30 баллов с интервалом в 5 (10, 15, 20). Если команда не смогла дать правильный ответ, на этот же вопрос может ответить любая другая команда (определялось ведущим по поднятию руки) и в случае правильного ответа она зарабатывала 10 баллов.

В третьем туре каждая из команд получала карточку, содержащую информацию об ученом или истории открытий в химической науке. Далее, в течение 2 минут команды работали с текстом источника, и по истечении отведенного времени они в случайном порядке (определялось жюри методом жребия) должны были дать ответ на вопрос. Содержательность и корректность каждого выступления коллегиально оценивалось жюри в протоколе суммой от 10 до 20 баллов с интервалом в 5.

В состав жюри игры включены преподаватели, аспиранты химического факультета Южного федерального университета, представители педагогической общественности города.

По окончании третьего тура жюри определило сумму баллов, набранную каждой командой за игру, и подвело общий итог, объявляя сумму баллов каждой команды-участницы, а также три команды, набравшие максимальное количество баллов. По итогам игры члены команд-победительниц были отмечены дипломами первой, второй и третьей степени.

Вопросы первого тура:

1. Простое вещество, светящееся в воде? (Ответ: белый фосфор)

2. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови? (Ответ: инсулин)

3. Как называется процесс сливания жидкости с осадка? (Ответ: декантация)

4. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2г в крови. Первоначально единственным источником этого металла были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде? (Ответ: железо)

5. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки? (Ответ: из алюминия)

6. Название этого элемента с немецкого переводиться как «волчья пена»? (Ответ: вольфрам)

7. Простое вещество, образованное этим элементом, было получено в 1774 г. шведским химиком К.Шееле окислением соляной кислоты оксидом марганца(4). Английский химик Г.Дэви предложил назвать этот газ от греческого слова «зеленовато-желтый». (Ответ: хлор)

8. Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода? (Ответ: Н. Бор)

9. Из какого вещества главным образом состоит яичная скорлупа? (Ответ: из карбоната кальция)

10. Какой газообразный углеводород применяется при сварке и резке металлов? (Ответ: ацетилен)

11. Неметалл, применяемый на практике для уничтожения остатков разлитой ртути? (Ответ: сера)

12. Название этого металла произошло от латинского словосочетания, обозначающего утреннюю звезду. В природе он встречается в виде самородков. Обладает высокой степенью ковкости? (Ответ: Золото)

13. Переведите с латинского языка фразу «спирт, лишенный водорода»?

(Ответ: альдегид)

14. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему? (Ответ: бром)

Перейти на страницу: 1 2 3