Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе.

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [1].

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Л. М. Панчешникова [2] считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

В литературе встречается множество формулировок целей и задач внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А. И. Никишов [3], И. Я. Ланина [4], А. В. Усова [5], С. Н. Савина [6]. Существует множество определений целей внеклассной работы для различных предметов. (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.

Учебный предмет

Формулировка целей внеклассной работы по предмету

География

Расширение и углубление базовых знаний и умений школьников; развитие способностей учащихся; развитие познавательного интереса учащихся; приобщение школьников к исследовательской работе; организация социальной деятельности учащихся.

Физика

Формирование личности учащегося; развитие самостоятельной и творческой активности; расширение и углубление знаний по физике

Биология

Углубление и расширение знаний учащихся по предмету; углубление связи теории с практикой; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Химия

Привитие интереса к химии, развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту; развитие творческой активности,; подготовка учащихся к практической деятельности; организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Как видно из перечисленных целей внеклассной работы нескольких школьных предметов, расширение и углубление знаний по предмету является общей целью, существенной для внеклассной работы по всем перечисленным предметам.

Так же можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личности учащегося. Однако среди перечисленных целей внеклассной работы четко просматривается, что в рамках некоторых из представленных школьных предметов существуют характерные только для данного предмета цели. Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относят следующие: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; развитие способностей учащихся; осуществление индивидуального подхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету; совершенствование умений и навыков использования источников информации. Однако Н. М. Верзилин [7] отмечает, что конечные цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможностями предмета. В методической литературе можно встретить различные формулировки принципов внеклассной работы по ряду школьных предметов [2,3,4,5,6]. При изучении этих литературных источников удалось установить, что существуют общие принципы внеклассной работы, характерные всем школьным предметам, а так же принципы, которые характерны лишь только данной дисциплине.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6