Классификация внеклассной работы по химии

Как готовить лекции – концерты для юбилейных химических вечеров?

Прежде всего, необходимо подобрать учащихся, способных исполнить музыкальные номера, читать отрывки из художественных произведений, выступать с хореографическими номерами. Если поблизости есть музыкальная школа, или училище, то целесообразно совместно с руководством этих детских учреждений отобрать учащихся для исполнения самодеятельных номеров.

Подготовка художественной части отнимает много времени, но естественно, важнейшее значение имеет содержательность его научной части. Учитель тщательно продумывает текст лекции, в которой раскрывается творческая научная работа ученого – химика. Например, на вечере, посвященном жизни и деятельности Д. М. Менделеева, надо показать разносторонность деятельности ученого, кроме открытия периодического закона, его вклад в развитие теории растворов, работы с газами, по применению минеральных удобрений, переработке нефти, подземной газификации угля. Такой вечер можно закончить выдержками из его «Заветных мыслей».

К вечеру хорошо сделать «Элементарий» в виде башни с ячейками, в которых, кроме химического символа, помещают по возможности образцы соответствующего элементу простого вещества, его руды и материалов, в получении которых он используется. В плакате – объявлении о предстоящем вечере можно задать такие вопросы: есть ли предел числу элементов Просто получить чистое вещество? Какова биография бериллия? Каким способ удается довольно точно определить возраст найденных при раскопках предметов? Можно ли ожидать открытие новых элементов на других планетах?

Вечер заканчивается викториной.

Химические викторины, как и другие виды игровых соревнований, имеют целью закрепить и углублять знания учащихся по химии. Они в основном построены на программном материале школьного курса химии. Однако их задача не повторять вопросов, задаваемых учителем в классе, а показать знакомый материал с новой, подчас неожиданной стороны, вызывая этим повышенный интерес подчас неожиданной стороны, вызывая этим повышенный интерес к отдельным вопросам химии и ко всему предмету в целом. Конечно, в викторину включают и вопросы, несколько выходящие за рамки школьной программы. Такие вопросы, поставленные в занимательной форме, привлекают внимание учащихся, заставляют их читать дополнительную литературу. Теоретические вопросы викторины чередуют с демонстрацией опытов. После каждого опыта ведущий ставит перед аудиторией вопросы. Ответы на эти вопросы представляют собой развернутый анализ каждого опыта. Чтобы такая викторина проходила успешно, о ее содержании необходимо заранее предупредить участников. Для этого вывешивают яркое объявление о том, когда будет проводиться вечер по химии с викторинами. Можно предложить разные способы проведения викторины. В маленькой аудитории викторину удобно проводить с помощью заранее приготовленных карточек, в каждой из которых записан один вопрос. Если учение вызвался отвечать на вопросы, ему дают первую карточку. При правильном ответе на вопрос ему предоставляется право достать вторую карточку и так далее до тех пор, пока вопрос не окажется не по силам.

В большой аудитории такой метод не годится, поскольку фактически ответ на вопросы викторины обдумывает только один учащийся. В этом случае предоставляет право ответить первому, поднявшему руку.

В отдельных случаях, например при проведении месячника химии в школе, можно провести письменную викторину.

Научно - практические конференции учащихся по химии

Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие от вечеров конференции проводят в строго академической обстановке. Доклады составляют таким образом, чтобы они могли стимулировать дискуссию. Задача учителя – помочь докладчикам таким образом подобрать материал и найти такую форму его изложения, которая максимально активизирует восприятие докладов всеми присутствующими.

Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы. Для участия в конференции целесообразно пригласить работников химических вузов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5