Трудовое воспитание школьников

. сочетание общественной значимости труда с личными инте­ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно­сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их се­мьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия на­глядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспа­хали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

. доступность и посильность трудовой деятельности. Непосиль­ный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры­вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них ника­кого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает фи­зические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответ­ствии с силами и способностями учащихся;

. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятель­ности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддержи­вать у детей желание довести работу до конца, приучить их рабо­тать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взято­го обязательства;

. сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой де­ятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллек­тива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой актив­ности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Перейти на страницу: 1 2