Формирование эстетической культуры учащихся

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писате­лей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие,

например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понра­вившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе пред­ставляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно спо­собствуют беседы и конференции по произведениям художествен­ной литературы («Белый Бим -- Черное ухо» Г. Трое польского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч.Айтматова, «Царь-рыба» В.Астафьева, «Русский лес» Л.Леонова, «Прощание с Матерой» В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Формирование эстетической культуры средствами искусства.

Ху­дожественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на оп­ределенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особен­ности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла — литературу, музыку, изобрази­тельное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педаго­гике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует разви­тия в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художе­ственных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубля­ется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эсте­тической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрас­ного. Исполняя стихотворение, рассказ пли сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, ожив­ляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обо­гащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и не­повторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомление с элементарными осно­вами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою оче­редь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными сред­ствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овла­девают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет—линия объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, ком­позиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. С целью форми­рования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя». «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов челове­ка», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Перейти на страницу: 1 2 3