Основные средства воспитания физической культуры.

К основ­ным средствам воспитания физической культуры школьников от­носятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются дви­гательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами фи­зического воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классифика­ция, в основу которой положены исторически сложившиеся сис­темы средств физического воспитания. Она включает в себя гим­настику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики

заклю­чается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (по-: строения и перестроения, общеразвивающие упражнения без пред­метов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажка­ми; лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре

развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В началь-1ных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

Туризм

— это прогулки, экскурсии, походы и путешествия,

• организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, при­родными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориенти­рования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.

В организации и проведении туристских походов (пеших, лыж­ных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Они несут ответственность за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт

всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физи­ческих упражнений. Для выявления спортивно-технических резуль­татов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышен­ной ответственности за свои результаты перед коллективом, уча­щиеся преодолевают значительные физические и нервные нагруз­ки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-воле­вые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.