Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Но так бывает значительно позже . А пока ваш ребе­нок маленький, он доставляет вам много радостных ми­нут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, сим­патию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся бо­лее человеческими — глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушиб­ся — вы его утешили, потянулся за игрушкой — помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его дове­рие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша ста­новится для него столь важной.

От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать пра­вильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они на­ходятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому роди­телям нужно стараться пробудить и разбудить в детях та­кие чувства, которые помогут им учитывать интересы дру­гих людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.

В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувства­ми других, особенно близких. Мама раздражена — ма­лыш капризничает; родители поссорились — ребенок ни­как не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много го­стей — опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые де­ти улавливают, «впитывают», а затем и выражают осо­бенностями своего поведения, переходящими в устойчи­вые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстанов­ке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев ма­мино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет по­бежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушеч­ных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «го­сти» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».

Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального про­явления этих чувств по отношению к нему или не наблю­дает их в семье. Особенности вашего поведения, а не ва­ши слова формируют личность маленького человека.

Перейти на страницу: 1 2