Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.

Дети учатся считать в пределах 10, отсчитывая по 2, по 3 предмета, овладевают элементарным сложе­нием и вычитанием: «вот 8 и 7 яблок, если к 7 доба­вить одно, то будет поровну, по 8 каждому». Форми­руется понятие о делении на равные части: «яблоко можно разделить пополам или на 4 части». Дети запо­минают и последовательно называют дни недели. Они рассуждают по поводу наблюдаемых фактов, делают простейшие умозаключения: «Я часто вижу бабушку во сне; то вижу, то не вижу — как диатез» (т. е. не­ожиданно — как вспышка диатеза).

К 6—7 годам ребенок осознает себя на пороге новой школьной жизни, он понимает различие между игрой и специальным занятием (обучением), знает их время и место. Познавательная деятельность приобре­тает более сложные формы, восприятие становится целенаправленным. Дети с удовольствием знакомятся с рассказами о школе, об октябрятах и пионерах. Как известно, в нашей стране положительно решен вопрос об обучении детей в школе с 6 лет. Переход к обуче­нию с этого возраста осуществляется постепенно и полностью будет завершен к 1990 г. Однако нельзя механически переносить формы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста на подготови­тельные классы для шестилетних, поскольку развитие детей 6 лет качественно отличается от нервно-психи­ческого развития более старших детей. Даже возраст­ной диапазон шестилетних имеет значение для учета их интеллектуальных возможностей: в подготовитель­ный класс могут поступить дети, которым только что исполнилось 6 лет, и дети, которым уже совсем скоро будет 7 лет.

К 7 годам расширяется и обогащается словарь детей — до 4000 слов. Формируется грамматически правильная речь, ребенок может говорить без про­пусков и повторений, выразительно в лицах читать стихи, самостоятельно придумывать загадки и задачи. Дети знают, как пишутся буквы (печатный шрифт) и цифры, многие из них уже самостоятельно читают и даже пишут.

В дошкольном возрасте особенно ярко развивается игра, которая служит подготовкой к трудовым заня­тиям, помогает воспитанию воли и характера, разви­вает ребенка физически и т. д. Среди игр ведущее место уже в раннем возрасте начинает занимать сю-жетно-ролевая игра с несложным сюжетом и неболь­шим числом участников. В играх отражаются детские впечатления об окружающей жизни, взаимоотношения между членами семьи, труд взрослых, сюжеты сказок, рассказов. Далее в игре формируются дружеские взаимоотношения между детьми, у них появляется все большая потребность и привычка играть вместе, уста­навливаются нормы поведения, жизненные обстоя­тельства подчиняются замыслу игры. Вместо личных побуждений у детей теперь выступают общественные: если машина не остановилась, то нельзя выходить, нельзя ехать без билета. Дети 4—5-летнего возраста любят играть группками по 4—5 человек, и продолжи­тельность таких игр от 10 до 40 мин, но часто эти группки по инициативе самих детей сливаются в одну большую группу для общей игры. «Пускай ваши кук­лы поедут на дачу в нашем автомобиле»,— предлагает одна группа играющих другой. Дети в игре не пассив­но созерцают, а выбирают себе роль: один хочет быть космонавтом, другой — поваром. Появляются устой­чивые интересы, любимые игры, любимые роли.

К 6—7 годам сюжеты игр приобретают наиболь­шую полноту, яркость, выразительность. Дети играют по нескольку дней, совершенствуя замысел, создают планы, обобщают и анализируют свою деятельность в игре. Некоторые игрушки теперь используются в разных целях. Например, строительный материал дети меняют не только на целевые постройки дома, паро­хода, но имеет и вспомогательное значение в качестве груза, игрушек, телефона. Дидактические игрушки — деревянные пирамидки, чашки, яйца — имеют бытовое назначение: «телефон» из двух половинок раскрываю­щегося яйца, а «тарелки и чашки» — из колесиков пирамидки. Мягкие игрушки — мишка, заяц — исполь­зуются широко и многообразно: мишка — «сыночек», участник поездок, а зайка — «спит, болен». Детские стулья превращаются в мост, паровоз, автомобиль.

Перейти на страницу: 1 2 3 4