Основные задачи воспитания.

Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре­бенка, его полноценное физическое развитие. Физи­ческое воспитание направлено на своевременное фор­мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив­ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез­ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо­ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по­движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио­логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви­жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули­рующей функции мозга, в частности нарушается регу­ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло­вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли­чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель­ности их в школе.

Мощным средством укрепления здоровья и пра­вильного физического развития является закалива­ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака­ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга­низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне­го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль­ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при­родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе­ратурные условия детских учреждений, соответствую­щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5