Игра как средство воспитания дошкольников.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вме­сте с тем является важнейшим средством их воспитания и разви­тия. Но это происходит тогда, когда она включается в организу­емый и управляемый педагогический процесс. Развитие и стано­вление игры в значительной степени происходит именно при ис­пользовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в дет­ском саду», педагог отбирает и планирует программное содержа­ние, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко опреде­ляет дидактические и игровые задачи, действия и правила, пред­полагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит де­тей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую иг­ру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правиль­ность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; под­чинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целена­правленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны лич­ности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, исполь зует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и пред­ставления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребе­нок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает иг­рающим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной фор­мой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действи­тельности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам об­щественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

Игра — это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских лю­дей, их отношение к труду, общественной собственности, их вза­имоотношения. Она является той формой деятельности, в кото­рой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Стано­вясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчинять­ся правилам, которые устанавливаются в игре.

Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигаю­щие национальную ненависть, плохо действующие на нервную си­стему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие гро­мадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитыва­ющие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п.»'.

Перейти на страницу: 1 2