Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы

Тест М. Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест М. Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный; 8) нулевой. Символизирует негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значения этих цветов в наибольшей степени определяется их взаимным расположением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция: «Ребята висит цветовая карта. Теперь выберите из восьми цветов тот, который вам больше нравится и его. При выборе цвета убедительная просьба не пытайтесь его соотнести с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Вы должны выделить наиболее приятный цвет из восьми и записать его номер, под которым он находится. Затем из оставшихся семи цветов, кроме того, который вы выбрали выберите наиболее приятный и запишите его номер. Повторите процедуру. Переверните лист. Через 2–3 минуты цветовая карта вновь вывешивается на доску. Теперь ребята проделайте то же самое, только не старайтесь вспомнить порядок записи цветов на первом выборе и сознательно не пытайтесь поменять предыдущий порядок. Вы должны выбирать цвета как будто впервые».

Первый выбор характеризует желаемое за действительное, второй – действительное. В результате тестирования получаем восемь позиций:

Первая и вторая – явное предпочтение;

Третья и четвертая – предпочтение

Пятая и шестая – безразличие к цвету

Седьмая и восьмая – антипатия к цвету

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели;

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

3. Анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.

Использование эмпирических методов, в частности методики «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации позволило нам получить следующие результаты.

Количественные результаты изучения уровня тревожности детей 3в класса представлены в таблице 1

В исследовании приняло участие 25 учащихся 3в класса. Возраст испытуемых 9–10 лет.

По результатам исследования 8 детей, что составляет 32% от числа обследуемых, имеют высокий уровень тревожности; 15 учащихся, что составляет 58% от числа обследуемых, определены в группу детей с оптимальным уровнем тревожности; 2 ребенка имеют низкий уровень тревожности, что составляет 10% от числа обследованных.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5