Развитие речи детей раннего возраста

В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя еще допускают ошибки: “Мы завтра ходили в зоопарк”. Малыши легко запоминают небольшие стихи, песенки.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Так, на вопрос “Кто летает?” ребенок отвечает: “Бабочка летает, муха летает, самолет летает” (2 года 9 мес.). Или воспитатель говорит: “У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?” Ребенок отвечает: “Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а еще арбуз бывает красный”.

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: “На улице холодно, надо надеть пальто”, “Снег, как сахар” и т. п. О незнакомом взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают: “Он что, доктор?”

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во что одет?”, “Что везет?”, “Почему? ”, “Когда? ”, “Зачем? ”

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. Они задают много вопросов: “А как называется?”, “А зачем он пришел?” После 2 лет 6 мес. речь ребенка становится как бы регулятором его поведения. Малыш говорит: “Огонек трогать нельзя, больно будет”. Так развитие речи и мышления начинает оказывать большое влияние на поведение ребенка.

Перейти на страницу: 1 2 3