Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной по развитию речи у детей в первом и втором полугодии и ориентировке второго года жизни. В первом полугодии содержание занятии должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором — на усложнение собственной речи детей.[42]

С целью развития понимания речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек). Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: “Кто в домике живет”, “Карусель”, “Катание игрушек с горки” и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания (“Как кричит петушок, лает собачка?”). Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово: в этом возрасте им трудно одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об игрушке без ее показа. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут. Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: “Позовите лялю, скажите: “Иди, иди, ляля”.

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей.[43] С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: “Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?” и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: “Кто спит?” (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.

После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи.

Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и на других. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной.

В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю.

Длительность занятий — 10-15 мин, проводятся они ежедневно утром и вечером, кроме субботы. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим, подвижные и дидактические игры.

Большая часть занятий проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (например, когда впервые даются складные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очередность действий. Таковы, например, физкультурные занятия с гимнастическими пособиями, занятия типа “лото” и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.

Однако на третьем году жизни возможно проведение некоторых видов занятий со своей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать), начали- согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

Во время занятий никто не должен отвлекать воспитателя, в комнате должно быть тихо, устранено все, что может помешать. Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Таким образом, малыши на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить.

Перспективное планирование по разделу

«Мир природы и ребенок» для 1-ой младшей группы

(по программе «Детство»)

месяцы

занятия

Игры, наблюдения, беседы.

сентябрь

1.Целевая прогулка на огород.

2. Рассматривание осеннего дерева.

3. «Кто живет в аквариуме?»

Наблюдения: наблюдение за тучами на небе; холодно, идет дождь, мокрая земля. Собрать падающие листочки на палочки.

Наблюдение за копкой моркови, свеклы, картофеля на огороде.

Наблюдение за трудом старших детей – помощь взрослым в сборе урожая.

Игры: «Угадай на вкус» (овощи: морковь, капуста; фрукты: яблоко, виноград, банан)

Поручения: «Принеси то, что скажу»; «Найди лист такой же, какой покажу»

октябрь

1. Знакомство с помидором, огурцом, капустой.

2. Рыбка живая – она сама плавает.

3. Рассматривание клумбы.

Наблюдения: наблюдение за трудом взрослых. Обтирание пыли с листьев фикуса.

Наблюдение за внешним видом и повадками птиц (голубь, воробей). Птицам холодно, их надо кормить. Наблюдение за поведением рыбки в аквариуме.

Игры: «Чудесный мешочек» («Угадай овощи, фрукты на ощупь»); «Кто найдет дерево? (березу, ель)»; Загадки об овощах; «Кто пришел и кто ушел?»

ноябрь

1. Как мы ходили на огород.

2. Наблюдение за птичкой.

3. Знакомство с куриным семейством.

4. Как мы заботимся о рыбке.

Наблюдения: Наблюдение за кошкой, ее повадками (идет, прыгает, ползает).

Познакомить детей со свойствами песка (мокрый, влажный, сыплется, лепится).

Наблюдение за одеждой детей.

Рассмотреть лужи покрытые тонкой корочкой льда.

При умывании детей уточнить, какой водой мы моем руки (теплой, холодной)

Наблюдение за погодой через окно.

Игры: «Кто как кричит?», Лото «Домашние животные»; «Найди и назови овощи и фрукты на картинке и в натуре»

декабрь

1. Рассматривание картины «Зимние забавы».

2. Посадка лука в ящики.

3. Знакомство с коровой и теленком.

4. «Что есть у елки?»

Наблюдения: наблюдение за снегом (холодный, белый, пушистый). Рассмотреть на варежках или шубках красивые снежинки-звездочки.

Наблюдение за зимующими птицами (птицам голодно, холодно, их нужно кормить – сыпать корм в кормушки).

Понаблюдать за старшими детьми, как они играют в снежки.

Наблюдение за елью.

Игры: «Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают); Лото «Дикие животные» (белка, заяц, медведь, лиса).

Игровые упражнения: «Птички»; «Где спряталась рыбка?»; «Воробушки и автомобиль».

январь

1. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса».

2. «На кормушку прилетают голуби».

3. «Что делает рыбка ртом и глазами?»

Наблюдения: наблюдение за собакой, ее повадками (бегает, лает).

Наблюдение за работой дворника (разгребает снег, расчищает дорожки, посыпает их песком).

Наблюдение за снегопадом. Рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

Игры: «Зайка беленький сидит»; «Угадай кто кричит?»; Лото «Дикие животные» (белка, заяц, медведь, лиса)

Игровые упражнения: «Угадай, что в руке», «Кто как двигается», «Через ручеек».

февраль

1. Рассматривание картины «Катаемся на санках» (серия «Мы играем»)

Наблюдения: Наблюдение за птицей в клетке (попугаем или канарейкой).

Понаблюдать с детьми, как снег становится водой (снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная).

Игровые упражнения: «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

март

1. Знакомство с комнатными растения-

ми.

2. «Где солнечный зайчик?»

3. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Наблюдения: Наблюдение за рыбками в аквариуме. Наблюдение за луком в ящике. Наблюдение за солнцем (светит ярче, греет). Наблюдение за снегом (он становится темнее и тает). Понаблюдать за сосульками. Наблюдение за облаками, на что они похожи.

Игры: «Полон двор» (Называние мамы и детенышей), «Чей домик?» (гнездо птички, конура собаки), «Солнышко и дождик», «Через ручеек», хоровод «Весна».

апрель

1. Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками.

2. Рассматривание первоцветов.

3. Знакомство с лошадью и жеребенком.

Наблюдения: Наблюдение весенних явлений природы (становится теплее, солнце светит ярче). Наблюдение за набухающими почками на деревьях и кустарниках. Наблюдение за животными – курочка, кролик, петушок, за их повадками, окрасом перьев, шерстки, их размерами; произнести издаваемые ими звуки.

Игры: «Кого не стало?», «Кто где спит» (На ветке, на пне, на траве)

Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Лохматый пес».

май

1. Корова, коза, лошадь – домашние животные

2. Рассматривание жука и бабочки

3. Посадка семян гороха.

Наблюдения: Понаблюдать за воробьями, как они чирикают, какие появились другие птицы; наблюдение за листочками, травкой, первыми цветами. Наблюдение за взрослыми, как они готовят грядки, сажают ранние овощи.

Игры: «Полон двор» (называние мамы и детенышей); «Чей домик?» (гнездо птички, конура собаки); «Подбери перышки по цвету» (картинки с петушком: петушок с хвостом и без хвоста)

Подвижные игры: «Солнышко и дождик».

Перейти на страницу: 1 2 3