Выводы

Говоря о подражании, имеется в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции. К области подражания относится то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или выполнить под руководством, или в сотрудничестве, или с помощью наводящих вопросов. Из этого следует, что обучение возможно там, где есть возможность интеллектуального подражания. Ребенок может подражать только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Следовательно, в сотрудничестве ребенок может сделать всегда больше, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. То, что ребенок умеет в сотрудничестве сегодня, завтра он сумеет самостоятельно.

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Это и является основополагающей задачей детского развития в программе ДОУ.

В каждом задании, которое дается ребенку на занятии, перед ребенком всегда ставится конкретная интеллектуальная задача, затрагивающая зону ближайшего развития. Это означает то, что, выясняя способности ребенка при работе в сотрудничестве, определяется тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка.

А обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.

[1][1] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[2][2] Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

[3] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[4] Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

[5][5] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[6] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[7] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[8] Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

[9] Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

[10] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[11] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[12] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[13] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[14] Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977

[15] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[16] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[17] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[18] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[19] Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003

[20][20] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[21] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[22][22] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[23] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

Перейти на страницу: 1 2 3