Особенности развития и воспитания младших школьников.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учи­телей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использо­вать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспи­тательной работы имеют в этом отношении определяю­щее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершен­ствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые свя­заны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают не­точности в определении их сходства и различия, зачас­тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности вос­приятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, свя­занная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е годы повысить теоретический уровень образо­вания в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их зна­ний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обоб­щения, формулировать правила и т.д. Опытами Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целе­направленном развитии у ребят формируются способнос­ти к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскры­вать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происхо­дят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи­ческая память, причем они сравнительно быстро запо­минают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызыва­ет у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они пред­почитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глу­бокому осмыслению знаний и развития логической па­мяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси­лий в преодолении встречающихся трудностей в овладе­нии знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с тру­дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Перейти на страницу: 1 2 3