Теория несовершенства детской природы

Учения о несовершенстве детской природы идут из двух совершенно различных источников: натуралистического и богословского. Исходя их этого эта теория имеет два особенных вида: натуралистический и богословский.

По мнению многих мыслителей природа человека сама по себе несовершенна, улучшается же цивилизацией, воспитанием, общественностью. Человек в существе своем сходен с животным, он по природе дик, жесток, мстителен. Цепи общественности укротили его, теперь мы знаем человека уже прирученного, хотя дикая, необузданная природа его иногда сбрасывает с себя все культурные влияния и является в своем первоначальном, не приукрашенном виде.

Природа детей более несовершенна, чем природа взрослых, т.к дети не вкусили еще благ и плодов цивилизации. Дети ближе, чем взрослые, к первобытному, естественному человеку; они суть маленькие дикари - и даже животные. Один писатель так характеризует детей: "Лакомки, воры, жестокие, эгоисты, совершенно не понимающие жалости, они прекрасно представляют собою нравственное состояние дикарей и первых людей. Единственный двигатель их поступков есть страх". "Дитя есть маленькое животное - эгоистическое и жестокое".

Богословский взгляд на детскую природу состоит в том, что детская природа представляется испорченная первородным грехом, т.е. грехом первого человека, наследуемым всем его потомством. Этот грех внес расстройство, дисгармонию, порчу, в первоначально совершенную и чистую человеческую природу. Разум человека помутился, воля ослабела и сделалась наклонной к чувственному удовольствию, тело подверглось болезням и смерти. Это учение об испорченности детской природы высказывалось различными представителями христианства с различной степенью силы, - одни смягчали это учение, другие усиливали его. По учению некоторых протестантских богословов человеческая природа следствие грехопадения, испорченная до мозга костей, так что человеком утрачены не только первобытная чистота и совершенство, но и всякая энергия к добру, всякая свобода воли. Последствия первородного греха перешли от первого человека к его потомству, так что в силу врожденного влечения к злу оно совсем неспособно к добру, сам по себе человек может только грешить. Изложенный взгляд на детскую природу крайне суров и тягостен.

В представлении детей совершенными, гармоничными существами, по самой природе стремящимися лишь к добру и истинному, слышится слишком большое доверие к природе человека и опоэтизированию детства; недаром Руссо сравнивал дитя с весной; представление же детей злобными, в корне испорченными и порочными существами, которые любят только зло и пороки и будучи предоставленными самим себе, ничего хорошего сделать не могут, и тягостно, и неправильно. Конечно детская природа не совершенна, не развита, требует ухода и исправления, но дети обнаруживают и много хороших качеств, - они вполне доверчивы, искренни, правдивы, привязчивы, в них рано обнаруживаются некоторые альтруистические свойства, например способность бескорыстного и сильного сочувствия боли другого. Положим, все эти прекрасные чувства легко заменяются у детей другими - противоположными, но все же считать детей существами в корне испорченными нельзя. Едва ли найдется много таких людей, в уме которых с представлением о детстве ассоциировались лишь темные свойства.