Заключение

Какие же черты нужно внести в понятие истинного воспитательного идеала? Каковы его свойства?

Сообразно с двумя природами человека: органической и общественной, и свойства истинного воспитательного идеала должны быть двух родов; естественные и общественные. В частности, к свойствам истинного идеала нужно отнести следующее:

всестороннее развитие общечеловеческих качеств;

развитие свойств возрастов, переходящее в другие возрасты;

заботливое внимание к тем свойствам возрастов. Которые не переходят в другие возрасты;

возможное ослабление плохой наследственности;

воспитание человека среди природы и господства над природой;

воспитание человека среди общества, для служения общественного развития (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму м прекрасному).

Коротко этот воспитательный идеал можно выразить так: будь сильным органически и сильным общественно, будь хорошею биологической особью и хорошим членом общества.

Воспитание будет тем лучше и естественнее, чем ближе оно будет подходить к указанному выше идеалу, осуществляя его различные стороны. История педагогики представляет два особенно ценных примера воспитания: у греков в древнее время и у англичан в новое. Общественная сторона воспитания у греков была очень сильна, известно, что у них все воспитание и образование отличались государственным характером. В то же время у них в почете находилась и органическая природа человека: попечение о развитие тела, гимнастические упражнения составляли у них половину всего воспитания. Их воспитательный идеал представлял сочетание двух основных элементов истинного воспитания: органического и общественно - культурного. То же мы видим в современной Англии. На первом месте в Англии стоит воспитание сильного животного, человека с обилием физической силы и энергии. Затем вся образовательная система проникнута определенными общественно - культурными элементами, направленными на выработку самостоятельного твердого характера, а в будущем самостоятельного, предприимчивого гражданина, который бы сумел постоять за себя.

Чем дальше воспитание от указанных двух элементов, чем одностороннее, тем оно будет хуже. Самое худшее воспитание то, которое их всей общественности берет лишь одно начало - повиновение, подчинение авторитету и в связи с бесконечным трудолюбием ставит его на вершину всего, а на место рациональных попечений о развитии тела изнеживает детей или ставит их в суровые и вместе с там скудные условия существования и роста, так что дитя постоянно оказывается или перекормленным, или недокормленным.