Воспитание и его исследование.

Вопросы о моральном выборе, ценностных ориентациях последовательно ведет к формированию модели нравственной личности, свобода выбора, действия по велению совести, предполагает наличие собственного достоинства, самоуважения, характеризующие целостную личность. С.Л.Рубинштейн, считал, что:” личность в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова, является ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении которое он производит на другого он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мыслей, не банальность чувств, силу воли какую-то собранность и внутреннюю странность.”1

Методом воспитания является общение свободный обмен ценностными ориентациями, целями, идеалами, модусом поведения между воспитателем и воспитуемым.

Роль труда в процессе воспитания М.Уорнок, утверждал, что труд, не является лишь средством заработка, он учит человека добиваться своей цели, быть активным, способным изменять вещи и события. “Труд, важнейшее средство воспитания независимой личности, ибо он формирует такие важнейшие качества как самостоятельность умение завоевывать собственными силами место в жизни .”. Физический труд с элементом творчества, мастерства, интеллектуальных сил работника. В этом Т.Мор увидел истинное назначение труда воспитывающее человека в его ценности. Поэтому он выдвинул мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности. Дж.Локк в своей педагогической теории, хотя и выражал презрение к труду все же рекомендовал джентльмену, изучать какое-либо ремесло, т.к. это пригодится ему как будущему предпринимателю1 .

Понимание воспитания как всегда нравственного воспитания определяет задачи воспитания цельной, гармоничной развитой личности. Основа такой личности - нравственное содержание всех его ценностей и потребностей и прежде всего потребность в гуманном отношении к другим людям, система добродетели, требующая философского осмысления, гражданственность, означающая уважение к человеку, государству и способность защитить его интересы.

Нравственное начало в человеке служит побудительным мотивом к активному отношению к жизни, озабоченность судьбой своей страны и всего человечества. Цельную гармонически развитую личность характеризует высокий уровень сознательности, духовности, которая подразумевает знание и высокий интеллект. На первый взгляд эти черты не связаны с нравственной характеристикой личности. Но всякое проявление общественной деятельности имеет свою ценность. Интеллект находящейся в обособленном состоянии от общественного и личного блага, от человеческой совести, от неотложных общественных проблем таких, как сохранение мира, земной цивилизации, забота о детях, больных обездоленных, не может представлять общественную ценность. Оценить интеллект в его нравственном изменении, раскрыть его гуманистическую сущность - это функция философской этики. К философскому обоснованию воспитательной деятельности имеет отношение не вся этика а лишь ее философский уровень так, как в целом этика как наука о морали занимается проблемами генезиса нравственности, сути морали ее категории.

Воспитание важнейший фактор прогресса связанный с отношением человека к культуре в широком смысле этого слова, предполагает единство образования и нравственного воспитания. Это определяет цель воспитания независимо от особенностей общества, органически включить личность в культуру . От их взаимодействия зависит поведение, поиск возможностей реализаций стремлений, цели, ведущие к совершенствованию и к общественному прогрессу. Дж.Дьюи говорил:” воспитание служит восстановлению и продолжению социальной жизни”1 .

Человек может просто приспособиться к культуре не задумываясь над ее характером. В подобном случае человек становится винтиком системы, неспособным к творческому поиску и достижений своих целей. Воспитание по Дж.Дьюи это осмысленное отношение к культуре, осуществляющее адаптацию человека к социальной системе, выжить в ней ”поскольку жить - постоянный процесс приспособления биологически и социальны”. В процессе адаптации в человеке вырабатывается навыки наиболее благоприятного взаимодействия с социальной средой. Воспитание признано формировать сознательное отношение человека к культуре на основании системы ценностей, включающей принципы поведения. Для реализации цели воспитания необходимо развитие интеллекта, предполагающее определенный уровень знаний. Эту функцию выполняет система образования. Воспитание направлено на формирование интеллигентного человека, обладающего определенными знаниями, способностью и стремлением к познанию. Познавательная способность, по мнению американского психолога Кольберга, является важным условием морального роста личности. Для сознательного морального выбора необходимы: пытливость ума, информированность, профессионализм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6