Методы исследования

Исследование уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:

1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?

2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)

3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?

4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)

5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему их так назвали?

6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый, фиолетовый, зеленый)

7. Подбери колорит к платью для девочки?

8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой ведьмы?

Эти вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о цвете.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием.

Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление о контрасте.

Изучение изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:

1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна)

2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)

3. Летом - зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной – новый. (Лес)

4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)

5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

По длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:

- достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на своих местах;

- достоверность изображения цвета предмета;

- использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет, использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки цвета.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.