Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР

Цели:

- восстановление психологической базы речи;

- коррекция речевого развития;

- коррекция коммуникативных и познавательных способностей.

1. Организационный момент.

Цель: формирование мотива, желания и настроения детей сотрудничать с педагогом и добывать знания.

Приемы: упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятие в зависимости от конкретных целей занятия; упражнения на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, упражнения на сравнение, описание; упражнение на развитие контроля и самоконтроля в зависимости от этапа и уровня его сформированности.

2. Введение в тему.

Цель: формирование целевой установки у ребенка для усвоения нового материала.

Приемы: самостоятельное формулирование темы детьми (о чем будем говорить, над чем работать), составление плана работы на занятии и т.д.

3. Актуализация знаний и представлений у детей по теме (повторение изученного).

Цель: включение максимального количества анализаторов у каждого ребенка в активную деятельность.

Приемы: упражнение на узнавание и различие, речевые игры и упражнения (тексты, подбор антонимов, синонимов и др.), удержание смысловой цепочки.

4. Изучение нового материала

Цель: формирование самоконтроля у детей.

Приемы: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация новой деятельности, практические упражнения и т.д.

5. Закрепление нового материала.

Цель: формирование самоконтроля.

Приемы: упражнения в узнавании и различении, упражнения в умении работать с образцом, помощь в зависимости от этапа и уровня сформированности самоконтроля, упражнения по взаимоконтролю, игровой прием - задание выполняется с позиции другого - например: "ты учитель - логопед."

6. Итог.

Цель: формирование адекватной оценки детьми своей работы, работы товарищей.

Приемы: поощрение (очки, звездочки, баллы и т.д.), индивидуальный подход к каждому, оценка отдельных ответов, проявление активности, вопросы (Что узнали нового?, Понравился ли урок?).

В.Я.Салахова предлагает мониторинг результатов по формированию действия контроля и самоконтроля фиксировать в следующую таблицу:

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ.

Таблица

№ п/п

Список группы

Этапы формирования контроля и самоконтроля

I этап

II этап

III этап

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Перейти на страницу: 1 2 3