Заключение

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявлены следующие особенности речи у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР:

а) недостаточность регулирующей функции речи;

б) затрудненность этапа автоматизации при коррекции звукопроизношения;

в) ограниченность словарного запаса;

г) своеобразие процессов слообразования и словоизменения;

д) трудность в понимании и употреблении сложных грамматических структур;

е) специфические особенности в формировании навыков письма.

2. Особенности речевого развития обусловлены неполноценностью познавательной и мотивационной сфер, отклонениями в анатомо-физиологическом строении артикуляционного аппарата и речевой моторики.

3. Специфика коррекционной логопедической работы определяется не только особенностями речевого дефекта, но и своеобразием деятельности детей с ЗПР:

а) низкая критичность к имеющимся дефектам речи и результатам выполнения заданий;

б) неустойчивость интереса к занятиям;

в) трудность удержания в памяти инструкции;

г) повышенная утомляемость и истощаемость ВНД.

4. У всех детей с ЗПР младшего школьного возраста выявлено нарушение произвольного внимания.

5. Индивидуальное изучение позволяет обнаружить у детей данной категории ряд особенностей.

а) неумение целенаправленно организовывать свою деятельность;

б) слабость волевого напряжения, проявляющаяся с наибольшей полнотой при операции сравнения;

в) низкий уровень развития мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, выражающейся в дезорганизации деятельности при выполнении предлагаемых заданий;

г) необходимость стимулирования со стороны экспериментатора, т.е. в большинстве случаев дети с ЗПР не могут интенсивно и сосредоточенно выполнять задания самостоятельно.

6. Низкий уровень самоконтроля у учащихся с ЗПР обусловлен как специфическими особенностями их познавательной деятельности, так и недостаточной разработкой специальных приемов его формирования.

7. Недостатки самоконтроля проявляются как в устной речи, так и в письме в большом количестве ошибок, неумении ориентироваться в задании, планировать его выполнении, адекватно использовать инструкцию и способы организации контроля.

8. Отсутствие осознанности в необходимости осуществления самоконтроля и оценки полученного результата.

9. Крайне медленное формирование контроля в учебной деятельности детей с ЗПР без специальных методик.

10. Для формирования самоконтроля у младших школьников с ЗПР необходимо специально организовывать обучение, а для этого использовать в учебном процессе:

- комплекс педагогических условий, учитывающих структуру речевого дефекта и природу ЗПР;

- поэтапное формирование действия самоконтроля, предусматривающего ориентировку в задании, планирование его выполнение и оценку полученного результата на уровне громкой, шепотной и внутренней речи;

- специальную структуру логопедических занятий, предусматривающую место и время для систематической и последовательной работы по формированию самоконтроля;

- специфические приемы, обеспечивающие воспитание навыка контроля.