Заключение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

До проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе, особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а также некоторые методические подходы к воспитанию культуры поведения средствами художественной литературы.

Констатирующий этап эксперимента проводился с детьми старшего дошкольного возраста и заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35».

В результате проведения беседы с воспитателями мы выяснили, что они понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.

Анализ анкет с родителями выявил, что работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.

Анализ наблюдения за детьми показал, что половина детей имеет высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, другая половина - средний, и только 1 ребенок имеет низкий уровень.

В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:

Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;

Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.