Сущность и содержание воспитания в дополнительном

- в-третьих, учет субъектности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельности (56, 136, 161).

При этом, как утверждают исследователи, учреждение дополнительного образования не просто организует деятельность для воспитанников, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате ребенок осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые личностно и духовно-значимые жизненные смыслы.

Воспитание в образовательном учреждении реализуется посредством воспитательного процесса, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Воспитательный процесс представляет собой планомерно организованную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно тормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания. Педагогической наукой установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Форма воспитания – внешняя сторона воспитательного процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию (119, 144).

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Леонтьева, С.Рубинштейна, Б.Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер (92).

Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями. Как органическое звено образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, внеучебная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и явление в значительной степени саморегулируемое. Процесс активного участия школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений - организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).

Реализация воспитательных возможностей внеучебной деятельности школьников глубоко исследованы в трудах философов, психологов, педагогов А.С.Макаренко, П.П. Блонского, А.У.Зеленко, П.Ф.Лесгафта, С.Т. Шацкого, В.С. Сороки-Росинского.

Существующие психолого-педагогические воззрения на роль и значение деятельности в развитии и становлении личности являются основой для выявления резервов внеучебной деятельности школьников в учреждении дополнительного образования. Внеучебная деятельность внешкольного объединения чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего (определяющегося) школьника. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям. Во внеучебной деятельности внешкольных объединений, где все «на равных» очень часто приходится шлифовать искусство общения, временно отодвигая собственное «я» на второй план. Здесь формируются умение понимать других и заводить новые контакты, умение слушать и не быть бесцеремонным, умение поддерживать отношения с людьми разного возраста, круга, не робея и не избегая общения. Исследователи процесса общения утверждают, что гений общения проявляется в том, что человек имеет одинаково хорошие взаимоотношения с людьми разного возраста, пола и социального статуса. Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости внешкольных объединений, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений. На практике применяются различные способы привлечения, приобщения и закрепления заинтересовавшихся школьников в коллективах, педагогический и социальный фон которых совпадает с целями самосовершенствования личности. Таким образом, происходит взаимосвязь «субъект-саморазвитие» (136).

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8