Определение актуального уровня сформированности сострадания у младших школьников (констатирующий эксперимент)

Для реализации поставленной цели мы определили следующие пути работы:

- разработали структурированную беседу на основе представления ситуаций, которые способствуют возникновению чувства сострадания. Наблюдение за эмоциональным откликом младших школьников на данные ситуации позволить определить уровень развития чувства сострадания.

- применили методику экспресс-диагностики эмпатии Юсупова И.М., адаптировав её для младшего школьного возраста.

Структурированная беседа

При оценке сострадания как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для сострадания характерно то, что оно может возникать и проявляться с большей силой не только по отношению к людям (животным), реально существующим, но и изображенным в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Представленные ситуации позволяют определить, обладает ли респондент способностью откликаться на проблемы другого, идентифицировать себя с ним. Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Диагностика сострадания предполагала учета ряда трудностей, встающих перед экспериментатором при изучении этого феномена: предъявляемая ситуация должна быть знакомой и понятной, соответствующей опыту младшего школьника.

Представленные ситуации отражают направления проявление сострадания:

1 – к животным;

2 – к посторонним людям;

3 – к родным;

4 – к друзьям;

5 – к знакомым взрослым;

6- к героям произведений искусства.

Обработка результатов: за каждый ответ а – 1 балл, Б – 2 балла, В – 3 балла. От 14 до 18 баллов – высокая степень проявления сострадания; от 10 - до 13 – средняя, от 6 до 9 – низкая.

Высокий уровень проявления сострадания – хорошо развито умение поставить себя на место другого и прочувствовать ситуацию, умение увидеть неприятное положение, проблему другого, умение проявить эмоциональный отклик – посочувствовать, пожалеть, желание помочь.

Низкий уровень проявления сострадания - респондент не замечает или не хочет замечать тяжелого положения другого, воспринимает проблему как "чужую", не готов к эмоциональному отклику на проблему, нет желания помочь, пожалеть.

Ситуации:

1.Ты возвращаешься домой, а у подъезда маленький щенок или котенок. У него болит лапка, он замёрз и хочет кушать. Он мяукает и жалобно смотрит на тебя. Твои действия:

А) Пройду мимо, это не моя проблема – я этого щенка (котенка) не выбрасывал, у меня дома своя собака.

Б) Впущу его в подъезд, вынесу поесть. Может кто-нибудь подберет.

В) Попытаюсь помочь ему – накормить, согреть, вылечить лапку. Если родители позволят, то оставлю его дома, а если нет, то попытаюсь пристроить его в хорошие руки.

2. Ты гуляешь во дворе, вдруг видишь – маленькая девочка стоит совсем одна и горько плачет. Твои действия:

А) Буду заниматься своими делами, сейчас наверняка подойдет её мама, она лучше успокоит её и разберется, что случилось.

Б) Понаблюдаю немного за ней, если никто не подойдет, то подойду сам (а) и спрошу, что случилось.

В) Сразу же подойду к ней, успокою и помогу решить проблему.

3. Если мама расстроена чем-то, почти не улыбается, вздыхает, думает о своем, ты:

А) Сделаю вид, что не замечаю. Это не моя вина, и поэтому помочь я не смогу.

Б) Спрошу, что случилось. Если она расскажет, пожалею её.

В) Постараюсь различными способами поднять маме настроение, буду вести себя хорошо, чтобы порадовать её.

4. Учитель объявляет оценки за диктант. Ты получил (а) 5, а твой друг (подруга) 2.

Перейти на страницу: 1 2 3