Сущность и значение инновационных школ в системе образования

Осмысление данного закона в контексте Концепции развития образования РК позволяет установить закономерность: постоянный мониторинг эффективности педагогической деятельности, высокоэтичная конкуренция учителей имеют смысл тогда, когда в учреждениях образования доминирует инновационная деятельность. Последняя, согласно Закону, определяется как «деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста «конкурентоспособности». [37,33]

В настоящее время выделяется 5 основных направлений работы инновационных школ:

а) организация углубленной подготовки учащихся по отдельным предметам (гимназии и школы, имеющие классы с углубленным изучением предмета);

б) системная работа школы над единой темой, которой подчинена работа педагогического, административного, ученического и родительского коллективов;

в) профильная работа школы, ориентированная на предпрофессиональную подготовку учащихся к определенной области (лицеи);

г) сочетание общеобразовательной подготовки со средним специальным образованием (техникумы, ПТУ и школы со специальными "техническими" классами);

д) школы, сочетающие общеобразовательную подготовку с профессиональной подготовкой первой ступени на уровне первых курсов соответствующего ВУЗа (колледжи). [35, 93]

Каждое направление имеет свои особенности, требующие внесения соответствующих изменений в их воспитательную и образовательную деятельность.

Инновации в общеобразовательных учебных заведениях приобретают важное значение в условиях развития национальной системы общего среднего образования

Инновационные школы характеризуются системным экспериментированием, апробацией и применением инноваций в общеобразовательном процессе. [31, 32]

Под образовательными инновациями мы понимаем новизну, которая существенным образом изменяет результаты образовательного процесса, создавая при этом усовершенствованные или новые:

- образовательные, дидактические, воспитательные системы;

- содержание образования;

- образовательные педагогические технологии;

- методы, формы, средства развития личности, организации обучения и воспитания;

- технологии управления учебным заведением, системой образования. [17, 25]

Образовательные инновации делятся на: психолого-педагогические; научно-производственные; социально-экономические.

К психолого-педагогическим инновациям относятся нововведения в учебный, воспитательный и управленческий процессы; к научно-производственным – компьютерные и мультимедийные технологии; к социально-экономическим – юридические, правовые и экономические нововведения.[17, 30]

Рассматривая психолого-педагогические инновации как новообразованные или усовершенствованные технологии, которые существенным образом изменяют объемы, структуру и качество педагогического процесса, мы выделяем технологии: интеграционно-естественного образования В.Р.Ильченко, развивающего обучения Эльконина-Давыдова (О.К.Дусавицкий), личностно-ориентированного обучения (О.Я.Савченко, С.И.Годмазин), коллективного обучения (Л.Кочина, Н.Бибик), модульно-развивающего обучения (А.Фурман), личностно-ориентированного воспитания (И.Д.Бех), адаптивного управления (Г.В.Ельникова) и.т.п.[17, 36]

Эти и прочие образовательные инновации, как правило, представлены своими технологиями. Под инновационной образовательной технологией мы понимаем совокупность форм, методов и средств в обучении, воспитании и управлении, объединенных единой целью.

К воспитательным инновационным технологиям относятся художественные средства и приемы влияния педагога на сознание ученика с целью формирования у него личностных ценностей в контексте с общечеловеческими. Это такие технологии, как:

- ранняя социализации учащегося;

- национальная направленность воспитательного процесса;

- духовное развитие учеников и т.п.[23, 24]

Перейти на страницу: 1 2