Что нужно учитывать при моделировании воспитательной системы школы?

"Модель представляет собой упрощенное определенным образом схематизированное определенным образом отражение объекта или явления. Оно создается в процессе моделирования - специфическом способе познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой". (В.Г. Афанасьев).

"Воспитательная система - педагогическая концепция воспитания, охватывает весь процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние предметно-эстетической среды".

"Концепция воспитательной системы - система ведущих идей школьного коллектива, в которой отражены его представления о целях, принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса и о роли в нем педагогов, учащихся, родителей и окружающего социума".

В процессе моделирования воспитательной системы школы, следует опираться на тезис создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селевко, утверждавших: "Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть наиболее важные компоненты и связи".

В результате воспитательную систему школы как целостность мы представляем как совокупность компонентов:

люди: воспитанники и воспитатели;

компоненты духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;

средства воспитания;

процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействия воспитанников и воспитателей

Компоненты духовного порядка.

А). ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ.

Совокупность идей отражает наши представления о целях, принципах и условиях развития личности ребенка. Это главный фактор становления, функционирования и развития воспитательной системы, который состоит в виде следующих положений:

Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в нем человека. Школа хороша, когда в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

Обучая - воспитывать, воспитывая - обучать.

Высокая требовательность к ученику должна органично сочетаться с уважением к его человеческому достоинству.

Взаимодействие педагога и воспитанника - это творческое содружество единомышленников.

Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и природосообразны, а не шаблонны. Творчество учителя - главный признак педагогической культуры.

Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.

Главным "инструментом" воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, общей ответственностью.

В основе изложенных положений лежит общая идея воспитательной системы школы: "Ребенок - саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующиеся существо", которая складывается из системы частных идей:

идея целостного подхода;

идея педагогики сотрудничества;

идея программно - целевого подхода;

идея очеловечивания отношений;

идея природосообразности;

идея "чувства гнезда";

идея деятельностного подхода.

В). БЛОК ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Цель воспитательной системы: создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ребенка.

Выдвижение задач воспитательной системы школы основывается на следующем теоретическом тезисе: "задачи должны отражать правильно понятые потребности, как развивающейся личности, так и тех социально-педагогических систем, в "лоне" которых она развивается". (Ю.П. Сокольников).

В связи с этим, задачи решаемые школьной воспитательной системой делят на две группы:

Организационно-педагогические задачи, решение которых призвано обеспечить оптимальную организацию и совершенствование воспитательной системы школы.

Ведущей среди них является задача устройства коллектива, которая по выражению А.С. Макаренко - одно из решающих условий в воспитании. Решая эту задачу, следует обращать внимание на следующие частные задачи:

определение оптимального содержания социально ценной деятельности школьников - учение, труд, организаторской, спортивно-оздоровительной, эстетической;

решение вопроса о целесообразном распределении коллективной деятельности и ее возможно большей самоуправляемости;

организация самоуправления школьников - определение круга его прав и обязанностей, выработка его структуры;

систематическая организация отношения взаимной ответственности и сотрудничества на основе распределения деятельности органами школьного коллектива между первичными коллективами;

Выработка, сохранение и развитие системы традиций школьного коллектива как условие проявления школьниками инициативы и самостоятельности.

Задача педагогического руководства деятельностью воспитывающего коллектива, решение которой должно обеспечить оптимальное протекание деятельности школьников, их последовательное развитие.

Перейти на страницу: 1 2 3