Сущность и структура воспитательной системы

­ Интегрирующую и корректирующую – заключающиеся в том, что при соблюдении определённых условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.

Пространственно – временной –

состоит из таких элементов, как:

ü Эмоционально – психологическая, духовно – нравственная и предметно – материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

ü Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

ü Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

ü Этапы развития воспитательной системы.

Успешность развития воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ним избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа

в развитии воспитательной системы:

­ 1-й этап – проектирование системы

(преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личных характеристик членов классного сообщества);

­ 2-й этап – становление системы

(особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива);

­ 3-й этап – стабильное функционирование системы

(активное развитие самоуправленческого начала);

­ 4-й этап – завершение функционирования или коренное обновление системы

(характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности класса). (4.)

Диагностико – результативный –

включает в себя следующие элементы:

ü Критерии эффективности воспитательной системы;

ü Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы.

Следует заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно – воспитательного процесса остаётся в значительной степени неразрешённой. Нет у учёных и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. На наш взгляд (3), критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

­ Воспитанность учащихся;

­ Защищённость и комфортность ребёнка в классе;

­ Удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

­ Сформированность классного коллектива;

­ Репутация класса;

­ Проявление индивидуальности («лица») классной общности.

В соответствии с данными критериями подбираются методы и приёмы изучения результативности воспитательного процесса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4