Значение малых фольклорных форм в жизни детей

Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но так как мы придерживаемся классификации по функциональному признаку, то к бытовому фольклору можно отнести те жанры, для которых характерна многофункциональность. Это детские народные песни, заклички и приговорки, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.

Заклички

- это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки

- стихотворные обращения к живым существам.

М.Н. Мельников относит заклички и приговорки к бытовому фольклору, а Г.С. Виноградов и В.П. Аникин объединяли их в календарный детский фольклор, объясняя это тем, что заклички и приговорки имеют связь с определенным временем года, погодой, праздниками.

Традиция давать прозвищаунаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые дали начало дразнилкам. Прозвища прикрепляются к какому - либо лицу в качестве устойчивого эпитета. Дразнилки

применяются только к случаю и не закрепляются за отдельным лицом.

Г.С. Виноградов относил прозвища и дразнилки к детской сатирической лирике, так как этим термином он объединял все коммуникативно-речевые виды детского фольклора.

Прозвища и дразнилки бытуют в среде дошкольников и младших школьников. М.Н. Мельников отмечает: "Эстетическая и нравоучительная ценность дразнилок весьма сомнительна"[14].

Детские народные песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.

О.И. Капица выделяет три основных группы:

1) песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

2) песни - осколки, обрывки песен взрослых;

3) песни, целиком, без изменений пришедшие от взрослых к детям.

М.Н. Мельников в основу своей классификации положил опять же композиционный признак, поэтому он выделили четыре основные группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные;

3) песни с припевом;

4) песни - перегудки[15].

В последние годы в детский песенный репертуар все интенсивней проникают произведения художественной литературы. Большое распространение получили песенки, созданные под воздействием сказок.

О.И. Капица к детским сказкамотносила те сказки, которые "рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу".

М.Н. Мельников считал, что в детских сказках можно выделить три группы произведений:

1) сказки взрослых для детей;

2) ассимилированные детьми сказки взрослых;

3) сказочные импровизации детей.

Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями.

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека. М.Н. Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: "Фантастика для ребенка - средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6