Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ
Различия в методике обусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением, объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей. Если, например, начало объясняется детям педагогом, то характерные движения пляшущих персонажей дети ищут сами, прислушиваясь к музыке и литературному тексту (если он есть).
В несюжетных музыкальных играх движения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ и объяснение. Однако, несмотря на зафиксированность некоторых движений, такие игры разучиваются и по-другому. Прежде всего, дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, форму произведения. Обычно движение меняется в соответствии с частями, музыкальными предложениями и фразами. Различение происходит чаще всего в игровой форме: дети движениями (хлопки, притопывание, помахивание, повороты кистей, подъем и опускание рук и ног) отмечают смену частей и фраз. Педагог предлагает им придумать, как можно двигаться под музыку, попробовать варианты движений. При подобной методике дети не просто заучивают последовательность движений, но и усваивают навыки активного восприятия музыки, способы самостоятельных действий.
Разучивание танцев происходит тем же путем. Но если в танце есть незнакомые детям танцевальные движения или элементы, то они разучиваются при показе педагога.
Дети любят выполнять творческие задания: они сами ищут способы выражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения. Педагог школы искусств дает детям возможность проявить свое творчество в движениях, инсценировках песен.
Итак, после наблюдения различных занятий в хореографической студии и школе искусств можно выделить следующее:
форма организации танцевальной деятельности в хореографической студии, направленная на формирование технических навыков не способна обеспечить гармоничного развития ребенка и не развивает его творческие способности; для того, чтобы танцевальная деятельность стала развивающей и творческой, необходимо обогатить ее продуктивными и игровыми формами деятельности с использованием различных фольклорных видов;
танцевальная деятельность детей в школе искусств направлена, в первую очередь, на осознание детьми свого внутреннего мира, на формирование творческой и гармоничной личности; нелишне будет обратить внимание, что использование различных малых форм фольклора помогает детям в этом, так как именно эти произведения способны детей сопереживать, радоваться и испытывать другие чувства.