Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить "душой исполненный полет", в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть[26].

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных творческих условий обучающей среды.

Для достижения такой деятельности необходимо:

1. Глубокое знание физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.

2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.

3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:

духовное развитие невозможно без развития телесного,

семантика тела является ключом к бессознательному,

развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание,

освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.

4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении.

5. Важность индивидуального подхода, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает.

6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.

7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения - словесных, наглядных, практических - распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы - поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.

8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:

самостоятельная работа и специально организованная;

коллективная и индивидуальная деятельность.

9. При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.

Перейти на страницу: 1 2