Теоретические основы воспитательной работы в классе.

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке.

Чтобы успешно осуществить планирование

, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.

2. Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.

3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.

4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.

5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы

При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности:

1) найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию;

2) избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Соблюдение принципа диалога между участниками планирования воспитательной работы обеспечит правильное определение наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности детей.

Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию:

•целенаправленность плана;

•учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

•преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

•реальность;

•разнообразие форм и методов;

•творческий характер планирования.

Планвоспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Анализ воспитательной работы

за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Классный руководитель вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. Программа анализа, приведенная ниже, рекомендуется, прежде всего, начинающему классному руководителю.

Примерная программа анализа

воспитательной работы в классе:

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в классе в прошедшем году:

•Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

•Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса:

•Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

•Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

•Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

•Изменения в мотивационно- потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в

тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления "новых" потребностей школьников и т.д.).

•Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

•Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).

Перейти на страницу: 1 2 3 4