Образование как капитал

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образования и формирования человеческого капитала.

Понятие «человеческий капитал» вошло в научный лексикон сравнительно недавно (в середине 20 в.) вместе с теорией человеческого капитала. Главные направления данной теории были сформулированы виднейшими исследователями: Г. Беккер, У. Боуэн, Т. Шульц и др. В это время, в эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник и его знания и умения. Именно эти факторы определяют качество внедрения инноваций и их разработки. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов.

Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала» - только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер использует понятие «символического капитала – знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.

Однако в научный оборот это понятие вводит французский социолог П. Бурдье. В основании этого нового типа капитала лежит уровень образования, а само обращение к этому термину свидетельствует о коренных изменениях социальной системы. Понятия «капитал», разработанный К. Марксом, становится явно недостаточно для того, чтобы анализировать процессы, происходящие в современном обществе.

При рассмотрении П. Бурдье природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенных позиций в поле, привело его к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов:

экономический капитал – обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова;

культурный капитал – образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации;

социальный капитал – ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующих связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать «услугу за услугу» (семья, друзья, церковь, ассоциация и т.п.).

А также символический капитал – разновидность социального – обладание определенного авторитета, репутации. Это капитал признания группой равных и внешними инстанциями[1].

По мнению П. Бурдье, распределение капиталов между агентами проявляются как распределение власти и влияния в этом пространстве. Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен. В определенном поле культурный капитал (дипломы, знания, культурные коды, уровень речи, манеры), социальный капитал (связи, сети влияния) и символический капитал (честь) являются столь же важными ресурсами, что и экономический капитал (финансы, наследство) для определения и завоевания социальных позиций. Неравное распределение капиталов объясняет различные стратегии действующих лиц и способов подхода к ситуации.

Перейти на страницу: 1 2 3