Маркетинг образовательных услуг

Недостаток вторичного социологического анализа в том, что он базируется на данных, которые не были предназначены специально для данной темы. И все же, нам считается возможным использовать некоторые данные. Цель этого исследования – выяснить профессиональные планы учащихся 9-х классов и удовлетворенность образовательными услугами. В нем участвовали ученики 9-х классов профилей МУК-1 – «Основы художественно-оформительского дела», «Основы педагогических знаний», «Машинопись и основы делопроизводства», «Хозяйка дома», «Автодело». Всего анкетным методом было опрошено 148 учащихся. Для нашей работы выборка была составлена из респондентов, которые планируют продолжить обучение в школе – 87 человек (учащиеся каждого профиля попали в эту выборку).

Другое исследование было проведено нами в Учебном Комбинате в мае 2005г. Цель исследования – выяснить потребность родителей выпускников средней школы в допрофессиональном образовании. Предмет исследования – востребованность в допрофессиональной подготовке (Программу исследования см. в Приложении 1).

В опросе участвовали родители учащихся 9-х классов профилей МУК-1. Выборка составила 45 человек. При расчете выборочной совокупности использовалась двухступенчатая квотная выборка: на 1 ступени квотный признак – планы ребенка продолжить обучение в 10 классе (87 чел.); на 2 ступени – наличие домашнего телефона (45 чел.) (статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).

В опросе принимали участие 3 мужчин и 42 женщины; имеющие образование: общее - 5 человек, начально-профессиональное – 4 человека, среднее специальное – 23 человека, высшее – 13 человек. Ежемесячный семейный доход респондентов составляет: до 2000 руб. – 18 человек, до 3000 руб. – 19 человек, до 4000 руб. – 6 человек, до 5000 руб. – 1 человек и свыше 5000 руб. – 1 человек.

Телефонный опрос был выбран нами как основной метод исследования. На наш взгляд именно этот метод даст наибольшую вероятность участия родителей в исследовании. Но есть и свои недостатки – телефонный опрос не должен продолжаться более 15 минут, поэтому при составлении анкеты это условие бралось во внимание (Бланк анкеты см. в Приложении 2).

Анкеты были обработаны компьютерным способом.

После пилотажного исследования можно сделать выводы о качестве инструментария, а также, о процедуре проведения исследования:

Телефонный опрос продолжался 10 минут и усталости у респондентов не вызвал.

Время для анкетирования было выбрано удачно – с 18-20 часов. С некоторыми респондентами время опроса оговаривалось индивидуально. Тем самым, нам удалось опросить всех респондентов.

Психологический климат был доброжелательный, поэтому некоторая настороженность родителей к середине интервью исчезала.

Чувствовалась актуальность данной темы (допрофессиональное образование детей), т.к. многие родители комментировали свои ответы, высказывали свои пожелания и опасения; некоторые просили консультации по работе Учебного Комбината.

У респондентов возникали трудности при ответе на вопрос «Для Вас допрофессиональное обучение в МУК-1 это…». Предложенные варианты ответа были сложны для восприятия. Необходимо в дальнейшем подумать о более простом варианте.

Для родителей было не легко сориентироваться в сумме оплаты образовательных услуг.

При проведении исследований была собрана информация, которую мы постараемся проанализировать.

Как отмечалось ранее, Учебный Комбинат находится на рынке образовательных услуг. На каждом рынке имеются конкуренты. В нашем случае конкурентами МУК-1 являются училища, лицеи, колледжи и техникум г. Асбеста. Именно в эти учебные заведения идет отток школьников – только 59% опрошенных девятиклассников придут в следующем учебном году в Учебные Комбинаты[38].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7