Формирование студенческих контингентов

Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных процедур отбора и приема студентов современным требованиям развития высшего образования вызвало необходимость пересмотра критериев формирования студенческих контингентов, а также поиск и разработку новых методов отбора и приема молодежи в вузы США.

Одним из факторов, определяющих характер доступа к высшему образованию, особенно к его верхним ступеням, является состав студентов по признаку социального происхождения. Хотя законодательством США провозглашено право на образование независимо от социальной принадлежности, пола, расы и вероисповедания, в действительности это право является лишь декларацией.

Характерной особенностью для США является неравенство возможностей при поступлении в вуз по признаку пола.

Также в США особенно заметна расовая дискриминация (далеко не любой тип вуза может избрать представитель групп национальных меньшинств).

При ознакомлении с практикой отбора и приема абитуриентов в вузы обращает на себя внимание многообразие подходов к решению этой проблемы. В США, как правило, не существует унифицированных требований к поступающим в вузы даже в пределах одного штата.

Начиная с 20-х годов (ХХ века) в США все дети сразу же после поступления в начальную школу подвергаются тестированию по определению коэффициента интеллекта умственной одаренности (КИ) – «IQ = test».

В зависимости от полученных результатов детей распределяют по группам «А», «В», «С» - «способных», «средних» и «неспособных». В зависимости от этого деления находится вся программа обучения в школе, и при этом значительно больший объем знаний получает группа «А», чему в значительной мере способствует система распределения изучаемых в школе предметов на обязательные и элективные. Если учесть, что содержание тестов отражает скорее имущественный ценз родителей тестируемого ребенка, то в группу «А» попадают представители самых богатых слоев общества, в «С» - из малообеспеченных семей.

Эта дифференциация по классовому принципу углубляется и окончательно закрепляется наличием трех направлений в обучении в средней школе (10-12 классы): академическое, профессионально-техническое, общее. Таким образом, уже средняя школа во многом предопределяет дальнейшую судьбу своих выпускников, их возможность поступления в высшие учебные заведения, которая в дальнейшем еще больше зависит от уровня обеспеченности семей, выходцами из которых они являются.

Что касается правил приема в вузы США, то они находятся в зависимости от конъюнктуры спроса на специалистов: например, в 50-е годы прием осуществлялся без экзаменов, в 80-е - на базе экзаменов. Часто содержание экзаменов, требования к поступающим определяет сам вуз, хотя в общем для страны они разработаны службой тестирования. В настоящее время абитуриент для поступления в вуз должен предоставить документ об успешном окончании средней школы, рекомендательные письма от учителей, пройти собеседование и тестирование, а в селективных и высокоселективных вузах сдать вступительные экзамены, которые принимает специальный комитет по вступительным экзаменам, имеющий филиалы во всех штатах и больших городах Америки.

Перейти на страницу: 1 2