Организация и проведение исследования

В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи.

1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.

2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.

Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №2 города Тотьма и МОУ «Начальная школа – детский сад» поселка Текстильщики в сроки с 11.01.2010 по 13.02.2010 года.

В исследовании принимали участие учащиеся 3–4 классов в возрасте от 9 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика выборки

Испытуемые

Полные семьи

Неполные семьи

Общее количество

Мальчики

12 (20%)

20 (33%)

60 (100%)

Девочки

18 (30%)

10 (17%)

Таким образом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 30 человек. Общее количество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей, составило 18 человек, мальчиков – 12. В группе, куда вошли дети из неполных семей, число девочек составляет 10 человек, а мальчиков – 20. Все дети экспериментальной группы воспитываются одной мамой.

В качестве основного метода при проведении исследования мы использовали опрос, т. к. столкнулись с проблемой отсутствия тестов по данной проблеме. Для выявления гендерных представлений детей мы применили следующие опросные методики.

1. Выбор качеств.

2. Интервью полоролевой идентичности [25, с. 226].

3. Оценочные шкалы.

Перечень личностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы были разработаны нами. Они представлены в Приложениях 4 и 6.

Этапы исследования.

1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольной групп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.

2. Основной этап: сбор данных на основе использования выбранных процедур.

3. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.