Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов

Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоения учебного материала и ориентированный на определенные «нормы» усвоения, неприемлем для оценки достижения школьниками уровня требований к учебной подготовке, определяемой стандартом.

Основное назначение системы оценки в этом случае - выявить овладение или неовладение учащимися знаниями и умениями, зафиксированными в стандарте. Следовательно, содержание обязательных требований должно быть основанием при определении содержания проверки и важнейшим критерием оценки ее результатов. Такой подход принято называть критериально-ориентированным.

Принципиально иное назначение проверки результатов обучения школьников при критериально-ориентированном подходе определяет специфику целого ряда требований к ее содержанию и технологии оценки уровня обученности.

Для оценки достижения уровня обученности, предусмотренного стандартом, целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) школу типа: «достиг» или «не достиг», «зачет» или «незачет» и т.п. Это суждение должно выноситься на основе интегральной оценки, полученной за выполнение проверочной работы. При этом все задания, включенные в работу, признаются равными по своей значимости и их выполнение также оценивается по дихотомической шкале.