Определение уровня развития воображения у учащихся 8 класса

Для определения уровня развития воображения у учащихся отобрано три методики: "Незаконченные фигуры", "Придумай игру", "Нарисуй что-нибудь". Каждая методика подразумевала выполнение какого-то задания, которое в конце оценивалось в соответствии с критериями. После чего результаты методик обрабатывались, и было видно, на каком уровне развития находится воображение учащихся. Затем на основе результатов строилась диаграмма. Так на учащихся 8 класса Ермаковской средней школы проводилась опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе необходимо было определить, каким уровнем воображения обладают учащиеся. При проведении методики "Незаконченные фигуры" у

чащимся раздавались листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.).

У каждого испытуемого наборы фигурок должны были быть одинаковыми. (Вариант задания представлен на рис.2.1). Школьники за 5-10 мин. пририсовывали к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Учащиеся рисовали в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время.

Рис.2.1

Выполнение задания оценивалось в баллах:

0 баллов

- ничего не нарисовал (рис.2.2 а);

1 балл

- стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки (рис.2.2 б);

2 балла -

простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при

подборе названий к некоторым рисункам (рис.2.2 в);

3 балла -

сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация

(рис.2.2 г).

Примеры выполнения задания приведены на рис.2.2 а, б, в, г.

Рис.2.2 а Рис.2.2 б

Рис.2.2 в Рис.2.2 г

На основе результатов этой методики построена диаграмма 1.1:

Диаграмма 1.1

По методике "Придумай игру"

ученик получал задание за 5 мин. придумать какую-либо игру и нарисовать или описать ее.

Критерии оценки содержания придуманной учащимся игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная испытуемым игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.

0 баллов -

полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше

признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

1 балл -

наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла -

присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего

признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная учеником игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий

На основе результатов проведенной методики построена диаграмма 2.1:

Диаграмма 2.1

При проведении методики "Нарисуй что-нибудь"

школьнику давался лист бумаги, набор фломастеров и предлагалось придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ученика.

Оценка рисунка учащегося производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов -

ученик за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов -

ученик придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с

фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов -

ученик придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла -

Перейти на страницу: 1 2