Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.

Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который на­правляет и координирует действия детей, фор­мирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении об­щего результата деятельности, постепенно пре­одолевая неустойчивость связей, слабость ор­ганизационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.

Сложное нравственное качество — коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: сим­патии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-ли­бо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

В процессе совместной деятельности появляется умение дого­вориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные прояв­ления у детей развиваются, усложняются, перерастают в кол­лективизм.

Формирование детского коллектива—длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3—6 человек), возникающие в связи с общей деятельно­стью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организа­тором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению неболь­шая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомо­биль, другой возит его, а третий разгружает; 4—5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто- становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игруш­ку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятель­ность, направленная на ее осуществление, необходимость дого­вориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как инте­ресно и весело играть вместе»,— говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объ­единения детей, учитывая их индивидуальные особенности, доби­ваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отра­жалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пас­сивных.

Следующий этап формирования детского коллектива заклю­чается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устой­чивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе де­ти проявляют больше самостоятельности и организаторских уме­ний, растет число участников объединения. Их может быть уже 8—10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой. Состав объединений становит­ся более устойчивым, так как детей привлекает совместная дея­тельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя— формировать организаторские умения у всех детей.

Более высокий этап формирования детского коллектива, ха­рактеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотре­нию могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом эта­пе появляется осознание себя как части общего, как члена кол­лектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Это­му способствует выполнение общего задания с общественно зна­чимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет по­ручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменя­ется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и за­тей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно пре­тендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5