Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.

Педагог использует различные жизненные ситуации для вос­питания у детей активного проявления доброжелательного отно­шения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо; здороваться и т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.

Воспитанию у детей нежного и заботливого отношения к ма­лышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сде­лать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль госте­приимных хозяев, принимая у„ себя в группе. и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя веселые игры с их участием.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.

В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возни­кает благоприятная возможность для бесед с" детьми на этиче­ские темы.

Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы.

Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренни­ками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная под­готовка к ним.

Праздники в детском саду Используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работ­ников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад — это единая, дружная семья взрослых и детей.

Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отно­шения, которые носят более интимный, изби­рательный характер, охватывают более ограниченный круг де­тей— 2—4 человека.

Иногда поводом для сближения детей являются внешние об­стоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться со­кровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным инте­ресам.

Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддержи­вает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно. Подру­жившихся детей можно назначить вместе дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5