Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения

У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева)

Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

- максимальная коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся;

- активизация мыслительной и речевой деятельности;

- одновременная работа над всеми компонентами речи;

- использование на логопедическом занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

- выбор оптимальных методов обучения;

- четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;

- учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности;

- формирование контроля как средства развития внимания;

- преодоление недостатков развития психических функций;

- использование игровых и занимательных приемов работы;

- мотив - не просто побудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности (Ш.А. Амонашвили);

- стимулирование познавательных способностей ребенка, направленных на овладение знаниями, на их добывание и распознавание;

- взаимное доверие и уважение, оптимизм, творчество, созидательная самостоятельность, культивируемые учителем в процессе совместной деятельности с учеником;

- сотрудничество, сотворчество, сопереживание учителя ученику в его успехах или неудачах, готовность прийти на помощь, предоставление ребенку права свободного выбора, порождающие веру в его познавательные возможности.

Исходя из характера речевых недостатков и психофизических особенностей детей с ЗПР, были предусмотрены специальные подготовительные занятия, основной целью которых было восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок в развитии речи на сенсорном уровне и подготовка к самоконтролю.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

- развитие и совершенствование слухового, зрительного и кинестетического восприятия;

- развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики;

- формирование и совершенствование наблюдательности к языковым средствам;

- обогащение и активизация словаря;

Коррекционная работа в этот период ведется по следующим направлениям:

1. Совершенствование моторного развития учащихся (артикуляционной и тонкой ручной моторики).

2. Развитие и совершенствование фонематических процессов (фонематического слуха и представлений о звуковой структуре слова)

3. Коррекция произносительной стороны речи (уточнение артикуляции сохранных и постановка дефектных звуков).

Внимание младшего школьника неустойчивое, он легко отвлекается. Необходимо прилагать значительные усилия и изобретательность для поддержания внимания на необходимом уровне. Этому способствуют:

- установка, т.е. сознательная готовность воспринимать предметы и явления определенным образом;

- относительная сила раздражителя, динамические особенности объектов, т.е. выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса;

- необычность, новизна предметов и явлений;

- чередование напряжения и расслабления;

- эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала;

- разнообразие содержания и видов деятельности;

- необходимо постоянное управление вниманием.

Любой урок, начиная с определения его целей и задач, организует внимание в нужном направлении. Задачи должны быть сформулированы ясно, четко, без лишних слов. Дети с ЗПР испытывают особые трудности в восприятии задания на слух. Для активизации слухового и зрительного анализаторов, активизации мыслительной деятельности и увеличения объема внимания В.Я. Салахова предлагает ввести игру "Старт"

.

Дети фиксируют свой взгляд на слове "старт", а затем по команде логопеда перемещают его на несколько клеток в заданном направлении. Вначале логопед помогает указкой, а затем дети выполняют такое "путешествие" самостоятельно, порой исправляя "ошибку" взрослого. В результате задействования эмоциональной сферы дети свободно и за короткий срок освобождаются от нерешительности, учатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, совершенствуют артикуляционную моторику, в игровой форме усваивают значения предлогов над, под, между, и т.д., но самое главное - учатся внимательно слушать словесную инструкцию и контролировать ответы других детей. Параллельно можно осуществлять работу по формированию связного высказывания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6