Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Программа по воспитанию чувства сострадания через музыку составлена на основе программы " Музыка" для 1 – 4 классов в соответствии с основными положениями художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и "Примерными программами начального общего образования", а также учебно – методическим комплектом (авторы: Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С Шмагина) – Москва. Просвещение, 2005. На изучение курса " Музыка" выделено 34 часа.

В данной программе представлены фрагменты уроков, а также внеклассные мероприятия, направленные на развитие чувства сострадания.

Цель программы – определение музыкальных произведений, способствующих развитию чувства сострадания в младшем школьном возрасте.

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.

При слушании музыкальных произведений, отражающих сильные и глубокие переживания, младшие школьники способны испытать сильнейшие эмоции, достигнуть катарсиса, который духовно обогащает человека.

При выборе произведений, доступных понимаю младших школьников, мы руководствовались следующим: это должны быть не только произведения, для детей, но и довольно сложные высокохудожественные творения. Самое главное – это верно преподнести произведение, настроить ребенка на восприятие прекрасного, на переосмысление услышанного на основе доступного ребенку жизненного опыта и развития духовно-нравственной сферы.

Успех музыкального развития и воспитания детей средствами музыки зависит не от личности педагога, от использования им методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего – от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народная музыка, которые способствуют достижению необычайно сильных переживаний, которые, другими словами, Аристотель назвал "катарсисом".

Наша современная жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. Она звучит не менее половины радиовремени с раннего утра до поздней ночи. На телевидении музыкой сопровождается едва ли не любая немузыкальная передача. И как часто вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в нейтральный, практически не воспринимаемый шум. Сейчас учащиеся практически не слышат настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в большинстве лишь музыка низкопробная, рассчитанная на человека с низкой культурой. И такая музыка звучит практически везде. Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4