Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Восприятие музыки у младших школьников синкретично: в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Столь многообразны и задатки школьников. Психологические особенности данного возраста: высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы эмоциональная отзывчивость обуславливает преобладание в этом возрасте художественного типа сознания, поэтому дети от природы склонны к способности яркого проявления эмоций. И важно не упустить эту благоприятную возможность для нравственного развития, так как компенсировать пробел в этой и в позднем возрасте не всегда возможно.

В заключение мы надеемся, что предложенная нами программа сможет положительно повлиять на воспитание сострадания у младших школьников.

Таблица 4. Список музыкальных произведений

Тематика

Цель

Назначение

1.

П.И.Чайковский "детский альбом" - "Болезнь куклы"

Посредством музыки научить детей переживать жалость, заботу по отношению к больному.

В данном произведении отображено состояние больного – как плохо болеть, какое грустное настроение, когда все болит. Музыка позволит прочувствовать это состояние. Способствует развитию эмпатии по отношению к людям (кукла = маленькая девочка)

2.

Л.В. Бетховен "Сурок"

Развитие чувства сопереживание по отношению к человеку, тема добрых человеческих отношений становится одной из главных при работе с этим произведением.

Для более глубокого восприятия и исполнения песни "Сурок" расскажите учащимся о жизни музыкантов в то далекое время, об их нелегкой судьбе.

Пусть дети задумаются над тем, кем является для шарманщика сурок, как он помогает музыканту делить горести и радости его одинокой жизни.

3.

Г.Гладков "Голубой щенок", музыкальная сказка по мотивам пьес Д. Урбанта, фрагменты.

Цель – развитие чувства сострадания по отношению к герою произведения

Главный герой – изгой, с ним не хотят дружить, потому что он не такой, как все. Слушанье произведения позволит прочувствовать такую ситуацию, понять сложность положения отвергаемого другими.

4.

Ф. Шуберт. Аве Мария

Развитие эмпатических чувств через достижение катарсиса

Возвышенная, душевная музыка способна вызвать сильные эмоции, переживания, которые обогатят личность ребенка

5.

Свиридов – романсы из цикла "Пушкинский венок"

Развитие чувства сострадания к человеку, переживающему несчастную любовь, тоску, одиночество

Творческое задание "Отчего же плакать хочется, когда скрипка говорит" в сочетании с прослушиванием произведении позволит развить умения эмоционально переживать события, способствует развитию эмпатии к чувствам человека

6.

Песенка Мамонтенка

Развитие эмоциональных переживаний, сострадание к сверстнику

Прослушивание песни позволит обратить внимание на детей – сирот, формированию желания помочь им

7.

Ленинградский метроном; 7 симфония Шостаковича ("Ленинградская")

Развитие чувства сострадания к детям, пережившим события войны, не имевших настоящего детства

Позволить понять и прочувствовать нечеловеческие обстоятельства жизни в блокадном городе, развить чувство сострадания к старикам - блокадникам

8.

Л.В. Бетховен "Лунная соната"

Воспитание эмпатии через катарсис

Сопереживание сильному, несчастному герою

9.

А.Гречанинов "Котик заболел"

Развитие сострадания к животным

Внимание к проблеме помощи своим домашним питомцам в трудной ситуации, разговор об ответственности за них

10.

Хор воробьев из оперетты С.Туликова "Баранкин, будь человеком!"

Развитие сострадания к животным

Обратить внимание на проблему защиты животных, понять, что обижать птиц и животных – очень плохо, они чувствуют плохое отношение людей

11.

Л.В.Бетховен "Героическая симфония"

Развитие чувства сострадания к героям. Обратить внимание на то, что в результате борьбы всегда гибнут люди, и живые склоняют головы перед павшими

Сделать акцент на том, что появлению замысла Третьей симфонии предшествовали трагические события в жизни композитора. На Бетховена обрушивается страшное несчастье— наступление глухоты.

12.

Песни военных лет – о разлуке, о подвиге, о любви (1941-1945)

Развитие чувства сопереживания людям, пережившим войну.

Современная действительность как раз обеднена этими проявлениями гуманизма, и педагогам трудно найти способы привлечения внимания детей к событиям Великой Отечественной войны, пробуждающие именно их чувства, заставляющие понимать героизм и величие происшедшего. Эмоциональные, выразительные песни этого периода позволят добиться желаемого результата.

13.

П.И.Ча