Результаты опытно-экспериментальной работы

В школе №27 города Бреста в 1 «Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной мной были проведены методики исследования на предмет наличия у детей моральных качеств.

Методики:

ü «Оценка».

ü Сочинение сказки.

ü Сочинение – миниатюра «Если бы я был волшебником».

Первой была проведена методика «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.

Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

5. Самое большое на свете зло и добро.

На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, Кирилл Щерба, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате большинство детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Коростелёв Женя ответил, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А Петручик Полина видела, как подают деньги бедным.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика – Настя Стельмашук и Кирилл Щерба сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: Обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Над последним вопросом дети долго думали. И вот как они ответили.

Самое большое на свете добро:

v 4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

v ещё 4 ученика – когда мир;

v трое – когда есть мама и папа;

v ещё трое – чтоб помогали;

v 2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;

v двое – спасти друга;

v а ещё 2 ученика – деньги;

Самое большое на свете зло:

v 12 учеников считают, что это война;

v 2 ученика – это смерть;

v трое ответили, что зло – это пьянство и курение;

v и ещё трое – это воровство;

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла. Ценности у некоторых детей отличаются, когда вопрос касается денег и бедности. Дети понимают так: деньги – добро, бедность – это зло. Хорошо бы провести с детьми этическую беседу на эту тему, чтобы выяснить, какую роль для них играют деньги, и растолковать, что бедность – это не порок, а богатство наживают нечестным путём.

Перейти на страницу: 1 2 3