Социально-психологические особенности младшего школьника

Безусловно, потребность в подтверждении своей значимости — одна из центральных для любого ребенка. Однако есть дети, для которых желание привлечь к себе внимание становится смыслом жизни и способом достижения цели. Они очень чувствительны. Их эмоциональные реакции (слезы и смех, печаль и радость) могут меняться с калейдоскопической быстротой и часто используются для воздействия на окружающих. Они впечатлительны, обидчивы, непостоянны в своих привязанностях. Они готовы прибегнуть к любым способам для того, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Остаться незамеченными для таких детей (чаще это девочки) равносильно наказанию. Стремление самоутверждаться любой ценой ориентирует их на внешние, броские, не требующие особых усилий достижения. При правильной переориентации на истинные ценности от них можно добиться повышения учебной активности. Основным направлением коррекции поведения в данном случае может быть игнорирование недопустимых реакций. Ребенок не должен убеждаться во мнении, что в результате его истерических выходок можно добиться желаемого. Вместе с тем совершенно необходимо опираться на его реальную успешность, заслуженно хвалить, максимально использовать артистизм и эмоциональность ребенка там, где восхищение уместно и адекватно (в театральных постановках, инсценировках, декламации и т.п.). В противном случае ребенок теряет всякий интерес к обучению и стремится найти другие сферы для самовыражения.

Особого отношения со стороны учителя требуют дети с хроническими соматическими заболеваниями. Спектр их может быть очень широк: аллергии, нейродермиты, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения. В любом случае заболевание и связанные с ним ограничения не должны становиться предметом нездорового любопытства и насмешек других детей. Важно выяснить у родителей причины возможных обострений состояния и стремиться не допускать их. При чрезмерно заботливом отношении со стороны окружающих у таких детей может возникать комплекс "калеки", чувство своей ущербности, неполноценности. Другим негативным последствием становится соблазн "ухода в болезнь", когда болезнь приобретает черты социальной желательности, условной выгоды для ребенка, способствует избеганию дополнительных нагрузок и требований. Добившись привилегированного положения, ребенок закрепляется в роли больного, ограничивает свои возможности и свой жизненный опыт.

Возможности школы и семьи в поддержании психического здоровья школьника. Как уже говорилось, обеспечение и поддержание психического здоровья младшего школьника возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество школы и семьи является центральной в процессе эффективного обучения. Не претендуя на исчерпывающую психологическую помощь, учитель должен быть знаком с элементарными психологическими рекомендациями, которые он мог бы предложить родителям.

Центральный момент влияния семьи на психическое здоровье ребенка состоит в наличии благоприятной эмоциональной обстановки. Слишком часто семья становится местом баталий, выраженного психического напряжения в отношениях между родственниками: возрастает тревожность, чувство вины. Он может чувствовать себя лишним, ненужным.

Ребенок не должен находиться в эпицентре конфликта. Однако простое ограждение недостаточно, так как дети очень тонко различают скрываемые чувства. И тогда наступает диссонанс между тем, что ребенок видит (внешнее спокойствие), и тем, что он чувствует (кризис в отношениях). Если трудно конструктивно решить семейные проблемы, необходимо дать ребенку понять, что он любим, что не он является источником раздражения родителей, проявлять заботу, понимание и внимание.

Ребенку важно ощущать эмоциональную поддержку со стороны близких, живую заинтересованность его школьными делами. При этом позиция родителей должна быть понимающей и принимающей. Не рекомендуется постоянно проводить сравнение с другими детьми не в пользу своего. Установлению доверительного контакта способствуют "разговоры по душам", "обмен секретами" с ребенком, умение выслушать без насмешки, упреков, бурных негативных реакций все, что он хочет рассказать. Полезно вспоминать собственный детский опыт, но не в плане демонстрации превосходства, а для того, чтобы ребенок понял, что ошибки' и промахи совершает не только он.

Часто истинные проявления любви заменяются чрезмерным контролем, опекой, когда ребенку многое не разрешается, его самостоятельность ограничивается. Многочисленные замечания, окрики, просьбы, советы притупляют восприимчивость ребенка к смыслу сказанного. Свои недовольства, запреты, рекомендации лучше выражать так, чтобы они наверняка были услышаны: веско, лаконично, без колебаний, по существу.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9