Организация воспитательной системы в образовательном учреждении

На первом этапе планирования воспитательной работы школы координируется деятельность классных руководителей и заместителя директора по воспитательной работе в рамках выработки общей цели и способов ее достижения с использованием определенных форм и методов. Далее на основе планов работы классного руководителя составляется план работы всей школы с использованием наработок образовательного учреждения, традиции. Воспитательная система работы с младшими школьниками на базе общеобразовательной школы охватывает практически все стороны взаимодействия ребенка, учителя, родителя. Это и совместные творческие дела, например «Посвящение в первоклассники» или в «Двадцатики», как в МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк это и осенние ярмарки спортивные соревнования, творческие дела.

Схематично модель воспитательной системы представляет замкнутую подсистему взаимодействия в структуре администрация образовательного учреждения – учитель – ученик – семья – внешние связи (Схема 1).

Схема 1.Подсистема воспитательной системы по МОБУ СОШ № 20.

Рассмотрим еще один вариант системы воспитательной работы с учетом выше указанных направлений, в 4б классе, классе социально-педагогической поддержки.

В данном классе классным руководителем и уже социально-психологической службой школы осуществляется систематическая работа с учащимися и родителями. Это чаще всего дети группы риска из маргинальных и социально-незащищенных семей, состоящих на внутришкольном учете. В тематическом планировании воспитательной работы педагога в отношении не только учащихся, но и семей «группы риска» поставлена цель – оказание социально-педагогической поддержки семьям группы риска и учащимся из этих семей, которая достигается через ряд определенных задач: выявление семей и учащихся группы риска; оказание поддержки в личностном саморазвитии учащимся; консультирование родителей по вопросам воспитания; профилактика социальных вредностей среди учащихся семей группы риска.

Работа педагога строится по нескольким направлениям, неоднократно упоминавшимся выше: «ученик», «родитель». Также по направлениям оказания помощи семье и ребенку: направление «учитель» и направление «внешние связи». Наиболее непонятным, как видно из направлений, является направление «внешние связи», здесь речь идет о взаимодействии классного руководителя с социально-психологической службой школы, администрацией школы с различными структурами и организациями по защите семьи и ребенка. На примере практической деятельности рассмотрим каждое направление в отдельности.

Направление «ученик». Дети в классах подобного типа, как правило, мало, чем отличаются от обычных детей, разве только, что их выдает внешний вид (если семья малообеспеченная) и бросающееся в глаза «чувство взрослости», рассудительность и повышенный интерес к совсем недетским вопросам. Ребенок впитывает в себя, как губка все, что происходит в его окружении, как позитивное, так и негативное. Среди социально-психологической службы школы уже утвердилась такая позиция, что на социализацию ребенка влияют пять факторов: семья, школа, сверстники (окружение ребенка) улица и средства массовой коммуникации, причем требования, предъявляемые к детям во всех вышеуказанных институтах социализации различны, а точнее противоречат друг другу. Смотрите сами, ели семья, пусть и внешне благополучная, требует от ребенка одно, то школа уже несколько иное, друзья – совершенно иное. И ребенок выбирает из всего этого многообразия противоречий только одно – самый легкий и короткий путь в жизнедеятельности. Это говорит о том, что факторы, которые обуславливают развитие ребенка, его становление, являются двигателем в системе его взаимоотношении, а значит и социализации. Поэтому задача педагога в направлении «ученик – ученик» – оказание содействия маленькому человечку из различных категории семей в адаптации к новым, изменившимся условиям жизнедеятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9