Описание системы диагностических заданий

- Нарушение в строении артикуляционного аппарата в каждом из разделов более трех – 1 балл.

- Грубые анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата – 0 баллов.

Таблица 6 - Исследование моторики артикуляционного аппарата.

Прием

Содержание задания

- Исследование двигательной функции губ

- Сомкнуть губы

- Округлить губы

- Вытянуть – «хоботок»

- «улыбка» (зубов не видно)

- многократное произношение [б], [п]

- Исследование двигательной функции челюсти

- раскрыть рот – [А]

-движение нижней челюсти вправо, влево, вперед

- Исследование двигательной функции языка

- Исследование двигательной функции мягкого неба

- Положить широкий язык на нижнюю губу «лопатка»

- Положить широкий язык на верхнюю губу

- «жало»

- «часики»

- Поднять язык к верхним зубам, опустить к нижним

- Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу

- Широко открыть рот и четко произнести [А]

- Исследование продолжительности и силы выдоха

- Сыграть на духовом инструменте

- Поддувать пушинку

Оценка:

- Движения выполняются в полном объеме, правильно – 3 балла.

- Движения выполняются не в полном объеме, в замедленном темпе, при повторении правильно – 2 балла.

- Движения выполняются не в полном объеме, с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливации – 1 балл.

- Удержание позы не удается, движения не выполняются – 0 баллов.

Таблица 7 - Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Содержание задания (проводится сначала по показу, а затем по словесной инструкции)

- Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко раскрыть рот

- Широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов, затем поднять к языку, к верхним губам и положить на нижнюю губу.

- Сделать «чашечку», занести в рот.

- Широко раскрыть рот , растянуть губы в улыбке, вытянуть А – улыбка-трубочка.

- Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

- Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз(можно менять) А-И-У, У-И-А, КА-ПА-ТА, ВА-НА-БА, ПЛА–ПЛО–ПЛЫ.

Оценка:

- Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения – 3 балла.

- Все движения доступны, но выполняются некачественно, темп выполнения и переключаемость замедленна – 2 балла.

- Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, тремор – 1 балл.

- Невыполнение движений, моторная напряженность, расторможенность – 0 баллов.

Серия IV. Обследование общего состояния устной речи

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Однако, иногда уровень сформированности лексических средств языка может отличаться от нормы. Недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического строя языка, в ходе предварительной беседы ребенок неточно употребляет широко распространенные слова, заменяет одно слово другим, и к тому же неправильно оформляет высказывания грамматически, то становится очевидной необходимость более детального обследования с целью выявления предпосылок дисграфии.

Таблица 8 - Обследование лексического запаса

Содержание задания

Наглядный и речевой материал

-Обследование слов, обозначающих предметы (обобщающие группы)

Одежда, обувь, игрушки, транспорт, овощи, фрукты.

- Самостоятельное дополнение тематического ряда.

Тетрадь, ручка …

Мячик, юла…

- Отгадать загадки описания

- Кто хитрая, рыжая?

- Что светит, греет?

- Назвать детенышей животных.

- Корова

- Свинья

- Название признаков предмета.

- Морковь сладкая, а редис …

- Ручей узенький, а река …

- Название действий и животных (глагольный словарь)

- Кто как передвигается? Кузнечик, птица, змея.

-Кто как кричит? Петух, ворона, корова.

- Назвать времена года в последовательности, признаки.

Сюжетные картинки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6